Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учитель на селе — больше чем учитель

Автор: Фото из архива семьи Е.М. Романова

Мария Ивановна Романова родилась 10 февраля 1924 года в селе Котяковка Вешкаймского района. В 1944 году окончила Красноборскую среднюю школу, а в 1952 году — Ульяновское педагогическое училище им. И.Я. Яковлева. С тех пор всю жизнь посвятила образованию и воспитанию детей, работая учителем начальных классов в деревнях и селах Вешкаймского района. Свою трудовую деятельность она начала 1 сентября 1945 года учителем Карпатской начальной школы. Но большая часть педагогической деятельности связана у Марии Ивановны с Котяков- ской начальной школой, где она, с небольшими перерывами, проработала четверть века — 25 лет. Последние три года до пенсии, в связи с закрытием в селе школы в 1975 году, она была воспитателем группы продленного дня Красноборской средней школы.

Лучшая из лучших

Вспоминает выпускник Котяковской начальной школы Евгений Никитович Кошкин:

- О моей первой учительнице Марии Ивановне остались самые теплые воспоминания. Она была и учителем с большой буквы, и воспитателем, и пионерской вожатой, и библиотекарем. Первую книжку, с которой я познакомился на уроке внеклассного чтения, — «Волшебная лампа Аладдина», помню и сейчас. А какие мы были гордые и довольные, когда нам вручили октябрятские значки. А прием в пионеры в нашем сельском клубе, уверен, запомнился не только мне. Это было перед праздником 7 ноября в торжественной обстановке при переполненном односельчанами зале. От волнения мой однокашник Иван Юдин вместо слов «Я юный пионер Советского Союза» торжественно произнес: «Я юный Иван Советского Союза». Это незабываемо! Сейчас, по прошествии стольких лет, понимаешь, сколько в нашей учительнице было теплоты и трудолюбия, педагогического мастерства, чтобы дать нам знания. Было трудно. Ведь один ряд парт занимали первоклассники, а второй — третьеклассники, а затем на следующий год соответственно второй и четвертый классы. Несмотря на семейные дела и проблемы, она не жалела для нас времени и была требовательным педагогом. И все знали, что если не выучишь тему, не ответишь правильно на уроке, то останешься после уроков на дополнительные занятия. А какими запоминающимися были походы на природу, на правый берег Барыша — Липовую и в лес — за кордон. В общем, так и хочется воскликнуть строками из стихов Н. Михайлова: «За ученичества счастливейшие дни, учитель наш, прими поклон земной».

В заботе об односельчанах

«Учитель на селе — больше чем учитель», — уверен Евгений Вениаминович Самосудов, вспоминая свою деятельность в качестве народного депутата:

- Марию Ивановну я знал, как маму своего сокурсника по институту Евгения Романова. Как-то в период одной из предвыборных кампаний в Советы депутатов, рано утром ко мне в кабинет зашла Мария Ивановна. В то время я работал в должности генерального директора агрофирмы «Вешкаймская», куда входили бывший совхоз «Рассвет», «Агро- снаб» и ООО «Золотая рыбка». Я насторожился, подумал, не случилось ли чего? Видя мою растерянность, она меня успокоила и объяснила, что пришла по очень важному вопросу по просьбе жителей села Котяковка с предложением выдвинуть мою кандидатуру в депутаты райсовета по их округу. Я попытался ей возразить и убедить, что эта затея не даст положительного результата, так как население Красного Бора и Котяковки меня мало знает.

В ответ она заявила, что встречалась с председателем Красноборского сельского Совета, а односельчане переговорили с руководством сёл Стемасс и Бекле- мишево. В итоге пришли к одному мнению по Вашей кандидатуре «Народ проголосует, нужно только Ваше согласие», — сказала, как отрезала Мария Ивановна.

Не очень-то хотелось взваливать на себя дополнительную нагрузку. Забот и хлопот мне хватало и без того, в первую голову я отвечал за благополучие огромного коллектива Агрофирмы как непосредственный руководитель. Но отказать Марии Ивановне я не мог, это предложение прозвучало как наказ старшего поколения.

Тогда, не скрою, я не очень поверил, что на самом деле они с председателем Красноборского и других сельских советов провели большую работу среди жителей. Зря! Победа на выборах была внушительной!

После избрания депутатом объем забот значительно увеличился. Приходилось часто бывать в сёлах избирательного округа и совместно с руководителями различных организаций решать вопросы экономического и житейского характера. Ну, а село Котяковка, можно сказать, стало «одним из подразделений Агро- снаба». Мария Ивановна часто приезжала в Вешкайму, и мы рано утром с ней в моем кабинете обсуждали вопросы и строили планы.

При встречах я всегда удивлялся её бескорыстности и заботе об односельчанах, об их благосостоянии и здоровье. Она буквально этим жила и радовалась, если ей удавалось помочь кому-то.

Человек своего времени

«Моя мама — сельский учитель», — эти слова, по мнению Евгения Романова, одного из трёх сыновей Марии Ивановны, вбирают в себя многое:

- Но прежде всего Мария Ивановна была матерью. Заботливой, нежной, ласковой мамой. Сколько бессонных ночей провела она, когда мы болели. Мама рассказывала, как они с отцом,Михаилом Николаевичем, в лютый мороз и пургу, завернув меня- младенца в одеяло, пешком шли до больницы в Красном Боре. На этом настоял мой папа, хотя соседка — бабушка Соня — деревенский лекарь, говорила, что младенец уже не жилец. Сердцем чувствовали: можно спасти. Врач, Зинаида Алексеевна Лакаева, осмотрев тогда меня, сказала, еще час-другой, и было бы поздно... Мы с братьями Николаем и Александром окончили Красноборскую среднюю школу и получили высшее и среднее специальное образование. В памяти остались ранние пробуждения в рабочие дни для того, чтобы добраться пешком за 6 километров до школы. Мама уже была на ногах, готовила нам горячий завтрак и одновременно проверяла тетради своих учеников, кропотливо и внимательно исправляя красными чернилами ошибки и выставляя оценки. Во время учебного года- это было ежедневно, она не позволяла себе непроверенных тетрадей и ненаписанных поурочных планов.

У нас, даже по тем меркам, была большая семья, так как с нами проживали еще дедушка и бабушка, и все нуждались во внимании. Мы во многом помогали родителям по хозяйству: ведь на селе в ту пору был редкий двор, где не было бы коровы, овец, кур и другой живности. Так было и у нас- полный двор скотины. Поэтому летние, отпускные месяцы почти целиком посвящались приусадебному участку в 30 соток, огороду и подготовке к зиме: заготовка сена, дров и другие хозяйственные дела, к которым привлекались и мы с братом Николаем. Мама в это время становилась простой крестьянкой и наравне с другими односельчанами трудилась на земле. Может быть, этот живой пример высочайшего трудолюбия помог нам, троим сыновьям, состояться в жизни, создать крепкие семьи, воспитать своих вполне успешных детей. И сегодня у Марии Ивановны и Михаила Николаевича Романовых, царство им небесное, шестеро внуков и восемь правнуков. Иногда лично я ловлю себя на мысли, что очень часто, уже в других условиях и на другом уровне, я поступаю так, как поступала моя Мама. Постоянное стремление созидать новое, нести людям добро, величайшее трудолюбие — это, наверное, передалось от нее не только с генами, но и за счет воспитания. Полагаю, что она своим материнским сердцем чувствовала «ростки» этих качеств и очень мудро, примером и поступками развивала их. Я часто ездил с ней в областной центр и Вешкайму для решения каких-то вопросов, видел, как настойчиво и порой изобретательно она себя вела, достигая нужного ей результата. При этом многие вопросы, которые она решала, касались жителей села. Её замечательным качеством было — нести людям добро. Это качество я взял за основу и в своей жизни, в своей деятельности. Большая благодарность за это моей маме. «Спасибо, мама, что меня ждала и в этот мир с любовью привела!»

Люди её поколения не знали слова «лень». Не выполнять того, что обязаны сделать, это не реально. Столько трудностей выпало на их долю, а душой не очерствели. Мама делала всё возможное, чтобы дать хорошее образование не только своим сыновьям, родственникам, но и друзьям, и просто знакомым. Она считала, что если хочешь добиться успехов в жизни, необходимо учиться и при этом иногда произносила: «Учиться, учиться и учиться, как завещал В.И. Ленин». Словом, она была человеком своего времени, жила заботами семьи, школы, деревни и страны, вносила свой вклад в её жизнь и развитие! Она была настоящей сельской учительницей в широком понимании этой фразы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3