Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

09.04.2019 12:45 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Чапанная война» и Симбирский край

Автор: Владимир ВОРОБЬЕВ, краевед

Продолжение. Начало в №13, 14

СТАНЦИЯ ВЕШКАЙМА

Сразу же после поспешного ухода отряда станцию Вешкайма 17 марта заняли восставшие крестьяне из соседних сёл и деревень, причём толпа около тысячи человек, вооружённая вилами и дубинами, а примерно 100 повстанцев-винтовками, захватила вокзал, телеграф и телефон и отрезала провода в сторону станции Инза. Раздобыв керосин, они подожгли железнодорожные мосты на подступах к станции, а один мост на 74-й версте, не поддавшийся огню, разобрали вручную. Примерно тогда же, как это видно из сообщения в 6 часов утра 18 марта по прямому проводу в штаб войск ВЧК командира полка железнодорожной охраны в Инзе Буладе,был «разобран путь, телеграф порван» и «между станциями Глотовкой, Шарлавой». А вообще повстанцы на целую неделю вывели из строя ветку железной дороги Симбирск-Инза.

ГОРОД КАРСУН

Апогеем восстания в Карсунском уезде был, несомненно,штурм повстанцами уездного города Карсуна. В сообщении отдела управления Карсунского уисполкома в НКВД от 28 марта говорится: «18 марта около 2-х часов дня масса повстанцев кулацкого элемента начала наступать с ружейными выстрелами на город Карсун с двух сторон…». Штурм совпал с открытием в Москве 18 марта VIII съезда РКП(б). В нём участвовали повстанцы из сёл Соплёвка, Каргино, Мухино,Вешкайма, Вырыпаевка, которые соединились в селе Краснополка с повстанцами из юго-западных сёл уезда – Старое и Новое Погорелово, Бекетовка, Зимнёнки, Ермоловка, Нагаево, Уразовка, Сосновка и других. Город был объявлен на осадном положении, в нём действовал военно-революционный штаб  На Карсун восставшие двинулись не по Вешкаймскому тракту, как ожидали в штабе, а обходным путём. На юго-западных улицах разгорелись ожесточённые бои, в ходе которых повстанцам удалось захватить пулемёт, направленный штабом на помощь защитникам города. Тем временем отряд А.А. Карсунцева, ошибочно полагая, что штурмующие город захватили его, оставил свои позиции у тракта и через лес направился в сторону села Урень. Тактика восставших оказалась верной: имея численный перевес в живой силе и используя захваченные пулемёты, они сумели занять «одну часть города», но дальше Саратовской улицы не продвинулись. «Измученные и замёрзшие от холода, — говорится в сообщении отдела управления уисполкома в НКВД, — они двигаться не смогли, тем более наступила тёмная ночь, свирепствовала сильная вьюга». Овладеть всем городом повстанцы хотели утром следующего дня. Однако их планам не суждено было сбыться. Из города Алатыря, а не из Симбирска, на помощь защитникам города пришёл отряд красноармейцев из латышских стрелков, с пулемётами и артиллерией. Не приняв боя, повстанцы в панике покинули Карсун. Вторая попытка захватить город была предпринята день спустя, 20 марта, восставшими крестьянами из соседнего села Большие Посёлки силами «до 200 человек», но она была неудачной. Эти и другие разрозненные выступления восставших лишний раз показали стихийность «чапанной войны», отсутствие у них взаимодействия и взаимопонимания. После неудачных попыток захвата Карсуна активность повстанцев резко упала. Разбежавшихся из Карсуна повстанцев вылавливали по лесам до конца мая. Бывший работник Карсунского уисполкома П.В. Редькин вспоминал: «Волна «чапанки» возникла далеко за пределами Карсунского уезда, но, достигнув Карсуна, была остановлена». Это утверждение не соответствует действительности. Документы свидетельствуют, что сразу же после подавления восстания в Карсунском уезде его пожар захлестнул по крайней мере 7 волостей соседних северных уездов – Алатырского, Ардатовского и Буинского. Причины восстания тут были те же.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8