Были вместе - детство и война
Особенность тех наших современников, кому выпало жить и расти в годы Великой Отечественной, в том, что они знают и могут рассказать правду о самой жестокой войне в истории человечества.
Была земля и жёсткой,
и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне не раз тебе и мне,
И пусть мы были маленькими
очень,
Мы тоже победили в той войне.
Роберт Рождественский.
Особенность тех наших современников, кому выпало жить и расти в годы Великой Отечественной, в том, что они знают и могут рассказать правду о самой жестокой войне в истории человечества. Самым молодым детям войны сейчас 77 лет. И, конечно, вряд ли они что-то помнят о той поре. А Любови Владимировне Марининой (девичья фамилия Кривоногова) исполнится 84. Когда началась война, ей было уже 7 лет.
Хотя и родилась Любовь Маринина в 1934 году в Горьковской области, родиной своей считает Москву. Она была совсем крошкой, когда её родители Владимир Михайлович и Александра Семёновна Кривоноговы переехали из деревни в столицу на строительство. Помнит, что жили в городе Бабушкине, сейчас это Бабушкинский район столицы. Война началась, когда маленькая Любочка собиралась в школу, но мирные планы были нарушены. Она помнит, как играла с соседскими ребятишками во дворе, и к ним подошла незнакомая женщина и велела идти в бомбоубежище. Был 1941 год. Помнит, как кружились в небе немецкие самолёты. По ночам отсиживались в бомбоубежище, испуганные дети сидели, прижавшись к матерям, а мессершмитты кружили и кружили, и никакого дела не было вражеским летчикам до девочки, до её мамы, до маленького братика, только что появившегося на свет. Им нужна была Москва, сердце страны, ведь по генеральному плану «Барборосса» столица должна была быть захвачена в течение трёх-четырёх месяцев.
Отец был руководством отправлен вместе с эвакуированным из Курской области заводом в Куйбышевскую область, на станцию Чуфарово. С ним отправилась и семья. Товарный поезд шёл в неизвестном им направлении почти неделю. Вместе с ними ехали несколько семей специалистов, сопровождающих заводское оборудование. На новом месте оборудование размещали при сильных морозах, руки буквально прилипали к металлу, но никто не роптал, все понимали, что на фронте ещё тяжелее. Отца, проработавшего всего три месяца в Чуфарове, забрали на фронт. Больше они его не видели, в дом пришло извещение о том, что рядовой Кривоногов пропал без вести в ноябре 1942 года.
Мама работала на эвакуированном предприятии, а Люба была нянькой маленькому Вале. Про школу пришлось на время забыть. В 1946 году, когда ей было уже двенадцать лет, ее взяли сразу во второй класс. Читать к этому времени она уже умела.
Окончив семилетку в семнадцать лет, Люба устроилась на завод, где работали мама и большинство чуфаровцев. Приняли ее ученицей фрезеровщика, специальность эта не из лёгких, одним словом, не женская, но в литейно-механическом цеху была возможность заработать, а очень хотелось девушке помочь маме и брату. Проработав несколько лет на фрезерном станке, Любовь перешла в сверловщицы, всего же отдала предприятию почти четверть века своей жизни.
Военное полуголодное детство, тяжелая работа сделали своё дело, здоровье стало ухудшаться. И Любовь Владимировна попросила руководство завода отпустить её работать в пекарню. Такую сверловщицу, а за все эти годы у коммуниста Марининой были только благодарности, отпускали неохотно. Но отпустили! Почти двадцать лет Любовь Владимировна пекла для чуфаровцев и гостей посёлка ароматный хлеб, до сих пор помнят о нём вешкаймцы. Трудовой стаж Любови Владимировны более сорока лет, за свой труд она награждена медалью «За трудовую доблесть».
Вместе с мужем Виктором Александровичем они прожили долгую совместную жизнь (сорок лет), вырастили троих детей, построили свой дом и посадили много деревьев. Сейчас она живёт одна, мужа уже давно нет в живых, не стало и старшего сына, дочка с сыном живут в городе. Иногда ветерану кажется, что жизнь несправедлива была к ней, накатывает вдруг обида, но всё это быстро проходит, не умеет долго грустить Любовь Владимировна.
Наверное, трудно не согласиться, что поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально, потому как это маленькие взрослые, которые прошли лишения, невзгоды, смерть близких. Но самое удивительное, что они не разучились радоваться жизни. Радоваться малым удачам. Тому, что удалось купить теплое пальтишко, что на столе суп с мясом, что мама улыбается, что удалось пойти в школу, и многому из того, что сегодня кажется «пустяковыми» событиями на фоне мирной и в целом благополучной жизни.
Елена Свиязова.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.