Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

05.04.2017 08:03 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Село моё родное

Моё родное село. Село Старое Погорелово находится в Вешкаймском районе Ульяновской области. До начала 1920 годов оно называлось Малым Карсуном и входило в Мало-Карсунскую волость Карсунского уезда Симбирской губернии, в 1918-1953 годах было центром сельского (и волостного) советов Карсунской волости, в 1953-2006 годах входило в состав Бекетовского сельсовета Вешкаймского района, а с 1 января 2006 года ­Бекетовского сельского поселения. 

Моё родное село. Село Старое Погорелово находится в Вешкаймском районе Ульяновской области. До начала 1920 годов оно называлось Малым Карсуном и входило в Мало-Карсунскую волость Карсунского уезда Симбирской губернии, в 1918-1953 годах было центром сельского (и волостного) советов Карсунской волости, в 1953-2006 годах входило в состав Бекетовского сельсовета Вешкаймского района, а с 1 января 2006 года ­Бекетовского сельского поселения. 

Село расположено в 19 километрах к северо-западу от р.п. Вешкайма на границе с Карсунским и Сурским районами и в 4 километрах севернее села Бекетовка. Оно находится в лесостепной местности на левом берегу реки Карсунка и впадающих в неё двух ключей – Большого и Малого.
По реке названы р.п. Карсун и два села: Сухой Карсун Карсунского района и Малый Карсун (Старое Погорелово), а сама река (по сведениям ульяновского профессора В.Ф. Барашкова) происходит от татарских слов «кар» и «су», что в переводе на русский язык означает «талая вода», «сосновая вода».
В окрестностях Старого Погорелова расположены 4 могильника и курганные группы с городищем предположительно бронзового века. До 1917 года имелись отдельные случаи находок вблизи села кольчуг и русских старинных монет.
Крайне интересно посмотреть, как с годами менялось количество населения в моём селе: в 1859 году оно составляло (без деревень Горки и Мозино) 1662 человека, в 1913 году (без них же) – 2690 человек, или за 54 года увеличилось на 1028 человек (в среднем ежегодно возрастало на 19 человек), а в 2000 году в нём проживало 843 человека, в 2013 году (вместе с деревнями Горки и Мозино) – 596 человек, или за последние 100 лет, с 1913 по 2013 год, уменьшилось в 4 с лишним раза (ежегодно сокращалось в среднем на 20 человек). Страшно даже подумать, что будет с населением села лет через 35-50 и сколько сейчас было бы в нём жителей без тех великих потрясений в стране, которые произошли в ней в 20 веке. Но будем надеяться на лучшее.
В 2017 году исполнится 370 лет со дня основания Старого Погорелова. В краеведческой литературе оно относится к немногим первым русским поселениям нашего края. Юбилей одного из старейших в области сёл – хороший повод кратко рассмотреть основные вехи его многовековой истории. А она и интересна, и своеобразна, и поучительна.

Городок-крепость Малый Карсун

Признаться, я сначала подивился тому историческому факту, что в далёком прошлом моё село называлось Малым Карсуном или Малым Карсуновым городом (хотя до города ему было как до неба). Знакомясь с краеведческой литературой, я узнал, когда и как это произошло, и к этому названию привык.
В указе царя Алексея Михайловича курмышскому воеводе С.И.
Чеглокову от 18 ноября 1648 года, посланному из Приказа Казанского Дворца, говорится: «В прошлом во 155 (1647 – В.В.) году по нашему указу стольник наш и воевода Богдан Хитрово меж реки Барыша и реки Суры для береженья от татарских приходов учинил новую Корсунскую засеку на пятидесяти на трёх верстах, а после тое новыя засеки на реке Барыш поставлен город Корсун да подле засеки ж устроены два города да четыре острога жилые».
Уже позднее я узнал, что «два города» — это Малый Карсун и Аргаш (ныне село Инзенского района), а «четыре острога» — это Сокольский (бывшая деревня Вешкаймского района в 3 километрах к северо-западу от села Бекетовка), Тальский, Аргашский и Сурский Острог (ныне входит в Инзенский район как село Первомайское).
В «Словаре географических названий Ульяновской области 1230 объектов» отмечается, что нынешнее название Старое Погорелово было «получено в XIX в. после пожара». То обстоятельство, что оно было переименовано после пожара, не вызывает сомнений, поскольку в 17-18 столетиях почти все постройки в городах и сёлах были деревянными, эффективных средств пожаротушения не имелось, поэтому пожары как стихийное бедствие были обычным явлением. Известно, что не раз горел Симбирск, горели другие крепости и сёла, в том числе и Малый Карсун. Но, как свидетельствуют некоторые печатные источники, Малый Карсун был переименован не в 19 веке, а значительно ранее.
К сожалению, в этих изданиях точная дата пожара в городке Малый Карсун, после чего он стал Погореловом, не называется даже приблизительно.
Исследователь симбирской старины В. Холмогоров пишет, что впервые упоминание о «пригороде Погорелово» встречается в документах 1730 года. Кстати, до 1920-х годов оно в официальных документах по-прежнему называлось Малым Карсуном, а волость – Малокарсунской. И только после 1850 года, когда от него отделился Малокарсунский выселок, Малый Карсун стал Старым Погореловом, а выселок – Новым Погореловом.
Крепость Малый Карсун была выстроена на высоком правом берегу реки Карсунка, в её излучине, и по своей форме представляла правильный четырёхугольник длиной 57 сажен (121,5 метра) и шириной 50 сажен (106, 5 метра). На высоких бревенчатых стенах находились бойницы и подъёмные мосты, по углам были устроены специальные выступы с боевыми башнями, ещё две башни возвышались на противоположных стенах под проезжими воротами. На башнях и по стене были удобные площадки для пушек и пушкарей.
Крепость стояла на высоком земляном валу, увенчанном частоколом, а перед ним находился ров глубиной 6-8 метров. Это на открытых местах. В лесах же устраивались засеки шириной до 200 метров: на высоте метра от земли деревья спиливались и, скреплённые с пнями, валились в сторону неприятеля, в степь, превращаясь в непроходимое место.
Внутри городка размещались дворы воеводы и военных начальников, приказная, судная и конская избы, казарма, амбары, склады с продуктами и пороховые погреба, караульные сараи, таможенная изба, кружечный двор, колодец, вестовой колокол и т. д. Остатки малокарсунского городка сохранились, через них проходит дорога из села в Вешкайму, здесь же находится сельское кладбище.
Воинский гарнизон в Малом Карсуне был значительным. Например, в 1653 году здесь числились дворы воеводы, священника, дьячка, пономаря и 172 стрелецких двора, в 1661 – 1663 годах на воинской службе состоял 351 человек стрельцов, казаков и пушкарей, дворян и детей боярских, а в 1685 году население проживало в 220 дворах (112 стрелецких, 88 казачьих, 7 солдатских, 5 пушкарских, воеводы и священнослужителей). По числу ратных людей Малый Карсун считался вторым на Карсунской пограничной линии и четвёртым на всей Kapcунскo-Симбирской.
Пушкари и затинщики обслуживали крепостную артиллерию, стрельцы несли сторожевую службу на линии, а конные казаки посылались в степь в дозор. Они же занимались земледелием (за «государеву службу» ратники наделялись землёю «смотря по людям, кому сколько можно пахать»), охотой, рыбоводством и бортничеством, а также ремёслами.
В 1653 году в Малом Карсуне построили соборную церковь Живоначальной Троицы, в 1682 году Карсунские казаки в Казачьей слободе «Малого Карсунава города» возвели приходскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1695 году здесь появилась третья церковь – кладбищенская.
Владимир Воробьев, краевед, р.п.Майна.

Печатается в сокращении Продолжение в следующем номере.

Об авторе: Владимир кузьмич воробьев родился 21 июня 1945 года в селе Старое Погорелово Вешкаймского района Ульяновской области. Закончил историко-филологический факультет (отделение истории) Ульяновского Государственного педагогического института. Лауреат областной премии «За услуги в области региональной историографии» (2012 год). 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

382