Меню
12+

Общественно-политическая газета Вешкаймского района Ульяновской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ежегодный отчёт Губернатора Ульяновской области А.Ю.Русских перед депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области

Уважаемые коллеги!

Мы с вами являемся участниками эпохальных исторических событий. Абсолютно верное решение Президента России Владимира Владимировича Путина о проведении военной спецоперации во имя сохранения России круто изменило весь мир, оказало большое влияние на расстановку сил в нём, закрыло вопрос о союзниках и недругах нашего государства.

Беспрецедентный санкционный режим в отношении России будет иметь очень серьёзные социально-экономические последствия во всём мире. Безусловно и нам придется менять первоначальные планы социально-экономического развития.

В 2021 году своей личной задачей я видел возвращение в политику именно человеческого измерения, построение наших действий и решения на принципах социальной справедливости и заботы о людях.

Когда я начинал готовиться к отчету о работе Правительства за 2021 год, то предполагал определить прошедший год как переходный и как подготовительный.

Его переходность определялась тем, что все основные параметры работы Правительства были заложены в 2020 году – сформирован бюджет, определены приоритеты и конфигурация расходов. Нам приходилось на ходу менять приоритизацию работы, перенастраивать деятельность министерств и муниципальных администраций, обновлять команду, по-новому выстраивать взаимодействие с федеральным Правительством.

Также 2021 год мы рассматривали в качестве подготовительного для решительного наступления на целый ряд многих застарелых проблем, которые были выявлены в ходе избирательной кампании, во время встреч с жителями области. Это проблемы обеспечения многих населенных пунктов качественной питьевой водой. Решение вопросов обманутых дольщиков. Это задачи ускоренного расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это вопросы укрепления материально-технической базы здравоохранения и строительство современных больничных корпусов. Это проблемы развития исторической части областного центра.

Практически по всем вопросам на данный момент имеются решения, есть понимание последовательности действий, определены источники финансирования.

Ещё одной характеристикой 2021 года, о которой я хотел говорить, является беспрецедентная федеральная поддержка, которую получила Ульяновская область в 2021 году.

Так, доходы консолидированного бюджета Ульяновской области за2021 год составили 92 миллиардов 648 миллионов 400 тысяч рублей, что на 11 миллиардов 517 миллионов или на 14,2% больше доходов 2020 года. И на 23 миллиарда 274 миллиона рублей выше уровня докризисного 2019 года.

В 2021 году финансовая помощь консолидированному бюджету Ульяновской области составила почти 30 миллиардов рублей (29 миллиардов 297 миллионов).По сравнению с 2020 годом, сумма федеральной помощи увеличилась на 17%, а по сравнению с 2019 годом, в 2,1 раза.

В 2021 году Ульяновской области из федерального бюджета были выделены средства на заработную плату работникам бюджетной сферы, обеспечение жильём детей-сирот, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, решение проблем обманутых дольщиков, подготовку образовательных организаций к новому учебному году, ремонт и оснащение учреждений здравоохранения, решение вопросов водоснабжения и т.д.

В сфере социальной защиты населения поступление федеральных средств по сравнению с первоначально утверждённым бюджетом увеличилось на 1 миллиард 14 миллионов рублей. Большая часть этих средств приходится на реализацию поддержки семей, имеющих детей.

Кроме того, значительная часть федеральных средств – почти 3 миллиарда рублей– были направлены на борьбу с COVID-19.Это медицинское оборудование, обеспечение кислородом, приобретение средств индивидуальной защиты для медицинских работников, дополнительные стимулирующие выплаты медикам, дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, и отдельных категорий граждан.

Мы видим усиление поддержки со стороны федерального центра по самым разным направлениям.

Именно в логике того, что 2021 год следует рассматривать в качестве этапа создания условий для динамичного развития, для закрепления позитивных тенденций, я хотел строить свой отчет.

Однако, как мы видим, ситуация изменилась. Меняются и задачи, которые стоят перед нами, а от этого зависит и оценка ушедшего года. И в новых условиях результаты 2021 года – это скорее хорошая база для того, чтобы сохранить показатели и позитивные тенденции по важнейшим направлениям развития, не упасть в кризис.

2021 год – это первый год с 2014, когда начал расти не номинальный, а реальный уровень доходов населения. Кстати, темп роста номинальных заработных плат составил 110,2%, и это 3-е место в ПФО. Конечно, это не тот рост, который нам нужен, но уже кое-что.

Хотя показатели экономического развития демонстрируют разную направленность, для нашего индустриального региона очень важной является динамика индекса промышленного производства, который в 2021 году составил 113,3%.Здесь мы в Приволжском федеральном округе занимаем также высокое 3-е место. Еще отмечу, что среднероссийский показатель индекса промпроизводства значительно ниже, чем у нас –105,3%. При этом, в обрабатывающей отрасли региона он составил 114,3%, тогда как в целом по России этот показатель всего 105%.

Инвестиции в основной капитал за январь-декабрь 2021 года по полному кругу хозяйствующих субъектов области составили 108 миллиардов 493 миллиона рублей. Это 126,5% к уровню 2020 года, что является самым высоким показателем за несколько лет! Впервые мы преодолели планку в 100 миллиардов!

Как результат восстановления экономики стала существенно расти занятость. Если на начало 2021 года уровень регистрируемой безработицы в регионе составил 3,36%, то по состоянию на 1 января 2022 он составлял 0,64%. По данному показателю регион занял 3 место в ПФО.

Отмечу также, что жилищные условия улучшили почти 35 тысяч семей региона. Это 110% по отношению к 2020 году. По итогам 2021 года обеспеченность населения региона жильём составила 30,6 кв. метров на 1 человека, что превышает целевой общероссийский показатель обеспеченности жильем к 2030 году, который должен составлять не менее 30 квадратных метров на одного жителя страны. Показатель 2021 года по переселению граждан из аварийного фонда выполнен на 126%. Из аварийных домов переселено 1574 человека.

Заметно стала меняться структура государственного долга Ульяновской области. В августе прошлого года мы получили от федералов 13,5 миллиардов рублей и заменили значительную часть коммерческих кредитов. На конец 2021 года структура долговых обязательств Ульяновской области следующая:

Бюджетные кредиты из федерального бюджета составили 54% общего объёма государственного долга области.

Государственные ценные бумаги – 40,9% от общей суммы долга. За прошлый год произошло снижение их доли на 5,1%.

Банковские кредиты – всего 5,1% общей суммы долга –их доля сократилась почти в 2 раза.

Если говорить о приоритетах государственной областной политики в 2021 году, то я выделю два направления.

Первое. Это социальная политика в широком смысле как политика народосбережения – борьба с бедностью, повышение качества и благополучия жизни жителей Ульяновской области.

Более 70% областного бюджета – это инвестиции в социальную политику, в комплексное развитие человеческого потенциала, вложения в жителей области.

Остановлюсь на основных результатах и позитивных тенденциях, которые проявили себя в социальной политике.

Здравоохранение.

Общеизвестно, что удовлетворённость жителей региона уровнем медицины является одним из ключевых социальных индикаторов. Именно поэтому приоритетным направлением социальной политики является повсеместная модернизация учреждений здравоохранения – развитие первичного звена, оборудование отделений современнейшей техникой для диагностики и лечения узких заболеваний, создание и внедрение концепции бережливой медицины.

Общий бюджет, направленный на обеспечение жителей доступной и квалифицированной медицинской помощью, составил почти третью часть всех социальных расходов.

Огромные ресурсы были направлены на борьбу с COVID-19. Мы научились оперативно разворачивать дополнительный коечный фонд, выстроили правильную – в рамках возможностей наших учреждений – маршрутизацию, отделяющую ковидных больных от других пациентов. Ввели технологию амбулаторного и дистанционного сопровождения нетяжелых больных. Обеспечили заболевших необходимыми лекарственными препаратами.

Вы знаете, что основные удары пандемии пришлись на первичное звено здравоохранения и систему оказания специализированной медицинской помощи. Несмотря на это объем оказанной медицинской помощи в первичном звене вырос на 10%, по сравнению с 2020 годом. Мы вынужденно перепрофилировали под «ковидные» госпитали три многопрофильных стационара областного центра, а на пиках пандемии стационары девяти районных больниц.

Пандемия показала, что в региональной системе здравоохранения накопилось много точек требующих изменений. Это кадры, материально-техническая база, оперативность и мобильность управленческого звена, цифровизация отрасли. В прошлом году нам удалось определить основные направления изменений в здравоохранении.

Одно из направлений – оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку, количество пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, в 2021 году составило 11 тысяч 814 человек, что на 9,2% больше, чем в 2020 году.

Кроме того, мы продолжили активно оснащать медицинские учреждения современной высокотехнологичной диагностической аппаратурой и оборудованием.

Другое направление – укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и развитие инфраструктуры отрасли. Оно включает в себя строительство новых объектов, капитальные и текущие ремонты, а также оснащение медицинских организаций оборудованием, автотранспортом, мебелью.

Перечислю наиболее яркие и заметные результаты.

В прошлом году на территории Ульяновской области», построено 14 ФАПов. Начато строительство детского инфекционного корпуса на 100 коек в Ульяновской областной детской клинической больнице имени Горячева. Его строительство должно быть завершено в 2023 году.

Кроме того, в 2021 году закончен капитальный ремонт детской поликлиники № 5 на площади Горького в Ульяновске. Завершены текущие и капитальные ремонты 9 учреждений здравоохранения. В настоящее время продолжаются ремонты терапевтического корпуса Ульяновской областной клинической больницы. А также начаты ремонтные работы медицинских учреждений в Ульяновске, Димитровграде, Новой Малыкле, Новоспасском

В рамках обновления автопарка медицинских организаций в 2021 году приобретено 20 автомобилей скорой медицинской помощи.

Еще одним направлением, которое активно развивается в здравоохранении, является внедрение информационных технологий, последовательный разворот этой сферы в направлении цифровой трансформации.

Продолжает развиваться и дополняться новыми сервисами Единая государственная информационная система здравоохранения. Все больше жителей региона используют информационную услугу «Запись на прием к врачу в электронном виде».

Если обобщенно, то в 2021 году в Региональной информационной системе здравоохранения учтено более 9 миллионов посещений.

Еще одно важное направление работы – это кадровое обеспечение отрасли здравоохранения. И здесь нам есть над чем работать. Дефицит врачебных кадров с учётом коэффициента совместительства составляет 667 человек, средних медицинских работников 656 человек.

Для того, чтобы закрыть этот дефицит в Ульяновской области реализуются программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В 2021 году был расширен перечень получателей единовременных компенсационных выплат, – в него включены акушерки и медицинские сестры фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

В прошлом году по этим проектам к работе привлечены 51 врач и 26 медицинских работников, имеющих среднее медицинское образование

Вторая важнейшая составная часть социальной политики – это система образования.

Уверен, что жители области – дети, молодёжь, их родители и педагоги — по итогам 2021 года ощутили на себе положительные результаты происходящих изменений.

В прошлом году полностью закрыли проблему мест в детских садах. Если 100%-ая доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет была достигнута еще в 2016 году, то с прошлого года все детки от полутора до трех лет полностью обеспечены местами в детских садах. Это стало возможным благодаря тому, что в области в 2021 году создано 210 мест в детских садах. Открыт образовательный комплекс «Начальная школа – детский сад» в Ишеевке. Вступил в строй новый корпус детского сада № 63 «Буратино» на 100 мест в микрорайоне «Новая жизнь» в Ульяновске.

Хорошие результаты были достигнуты в создании современной образовательной инфраструктуры.

Так за счет мероприятий нацпроекта «Образование» в прошлом году была обновлена материально-техническая организаций, занимающихся адаптивным обучением и воспитанием. Приобреталось новое оборудование, оснащались учебные мастерские и кабинеты учителей-дефектологов. Речь идет прежде всего о двух школах № 39 и № 87.

Активно шло обновление материально-технической базы образовательных организаций. Выполнен комплекс ремонтных работ в 44-х детских садах и 118-и школах. Проведен капитальный ремонт двух школьных зданий и начат капитальный ремонт в рамках двухгодичных контрактов двух детских садов.

Начато строительство новой школы на 1101 место в Димитровграде. Ввод в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2022 года.

В 2021 году существенно обновлен и расширен парк школьных автобусов. В рамках программы обновления парка школьных автобусов в Ульяновскую область было поставлено 47 автобусов.

В районах области созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

В 2021 году мы продолжили формирование цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Это значит, что в постоянном режиме обновляется информационно-коммуникационная инфраструктура осуществляется подготовка кадров, используется федеральная цифровая платформа в образовательной деятельности.

В 2021 году все образовательные организации подключены к высокоскоростному интернету.

Ульяновская область признана победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета. В 2021 году в89 организаций уже поступило компьютерное и презентационное оборудование. А за три года в 2021-2023 годах 245 школ и профессиональных образовательных организаций обновят материально-техническую базу для внедрения цифровой образовательной среды.

Важнейшей составляющей образовательной политики области является развитие дополнительного образования.

По итогам 2021 года количество детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам составило 94,6% от общего количества детей, проживающих на территории Ульяновской области. В сравнении с 2020 годом охват детей дополнительным образованием вырос на 13%.

Значимым событием стало создание Центра выявления и поддержки одаренных детей Ульяновской области «Алые паруса», который открыл свои двери 1 сентября.

Еще один хороший результат прошлого года – открытие на базе Губернаторского инженерного лицея № 102 детского технопарка «Кванториум». А в текущем году мы планируем открыть и третий «Кванториум» на территории области.

Важное направление работы в сфере образования – это развитие профессионального образования. Что было сделано в 2021 году?

Мы открыли Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Ульяновского многопрофильного техникума. Центр реализует профориентационные программы для детей, чтобы они могли не только определиться с выбором профессии уже в школьные годы, но и обучиться первой профессии.

Отмечу, что в 2021 году Ульяновская область выиграла конкурсный отбор на создание в 2024 году еще одного Центра опережающей профессиональной подготовки по направлению «Социальная сфера», в частности для сферы здравоохранения.

Чтобы обеспечить соответствующий новым реалиям уровень подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, выпустить их конкурентоспособными и востребованными на рынке труда, мы создаем новые мастерские, оснащаем их современным оборудованием. В 2021 году создано 16 мастерских на базе 3 колледжей и техникумов. А всего за два года создано уже 26 мастерских в 5 учреждениях профессионального образования.

Определяющим условием развития образовательной системы является обеспечение ее квалифицированными кадрами.

В соответствии с областным законом «О статусе педагогических работников» опытным учителям предоставлена возможность получить статус педагог-методист и педагог-наставник. В прошлом году педагоги, обладающие таким статусом, появились во все муниципалитетах. Всего сейчас 154 педагога-методиста и 54 педагога-наставника.

В целях привлечения специалистов в сёла и небольшие города в регионе продолжилась реализация программы «Земский учитель».В рамках программы учителю выплачивается единовременная выплата в 1 миллион рублей.

В 2021 году победителями программы стали 15 учителей, которые трудоустроились в школы 9-ти районов области.

В прошлом году был создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Это площадка, которая будет обеспечивать координацию всей областной системы повышения квалификации работников образования.

Государственная политика в сфере культуры направлена на достижение национальной цели, определенной Президентом России как возможности для самореализации и развития талантов.

Здесь основным показателями является число посещений культурных мероприятий и создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В 2021 году уровень финансирования сферы культуры достиг рекордных для области показателей с ростом, по сравнению с прошлым годом, почти на 10%

При этом в 2021 году деятельность учреждений культуры второй год подряд велась в условиях жестких ограничений, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции.

Посещаемость мероприятий учреждений культуры Ульяновской области выросла, по сравнению с 2020 годом, в 1,8 раза. Пока мы не вышли на допандемийные показатели, но близки к этому.

2021 год стал успешным в плане модернизации и материально-технического обновления учреждений культуры.

Были выполнены ремонтные работы на 112 объектах областной и муниципальной культуры. Нам удалось полностью оснастить после ремонта 5 областных и 15 муниципальных учреждений культуры, а также укомплектовать книгами 435 сельских библиотек.

Назову некоторые крупные объекты.

- Продолжаются ремонтно-реставрационные работы здания Ленинского мемориала.

- Завершилась реконструкция здания ДК «УАЗ» под размещение Центра креативных компетенций «Патриот» в ходе 4-х летнего контракта.

- Начались противоаварийные работы на здании бывшей филармонии.

- В 20 муниципальных детских школах искусств заменены окна.

- Удалось завершить решение серьёзной задачи по обеспечению противопожарной защитой книгохранилища во Дворце книги.

- Проводится ремонт 9 районных домов культуры.

Иными словами, инфраструктура культурной жизни области продолжает развиваться, становиться все более современной и качественной, а главное, все более соответствующей ожиданием наших зрителей.

Успешно осуществляется цифровая трансформация культуры, которая направлена на повышение доступности услуг учреждений культуры. Благодаря активной цифровизации появилась возможностьпретворить в жизнь замечательный проект «Пушкинская карта». Обладателями «Пушкинской карты» среди молодых людей от 14 до 22 лет стали 20 тысяч 204 человека, что составляет почти четверть этой группы ульяновцев.

2021 год был объявлен на территории Ульяновской области Годом книги. Он позволил привлечь внимание общества к книжной культуре: к чтению к авторам, к библиотекам. Всего в рамках Года книги в Ульяновской области состоялось более 8 000 мероприятий с охватом более 130 000 человек.

Указом Президента 2021 год был утвержден как год празднования 800-летия Александра Невского. В течение юбилейного года учреждениями культуры и образования, Симбирской Епархией проведено 1800 мероприятий, посвященных этому юбилею, которые посетили и посмотрели 200,0 тыс. человек.

Главным музыкальным событием 2021 года стал 59-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…», который впервые охватил три времени года – весну, лето и осень, а территорией его проведения стала вся Ульяновская область. Программа включала 55 концертов, из которых 25 — в муниципальных образованиях.

В регионе было организовано более 16 000 офлайн и онлайн мероприятий по сохранению и популяризации национальных культур. Их участниками в очном формате стало 490 000 человек. А число просмотров в онлайн составило 945 000. Ключевыми событиями по традиции стали национальные праздники: «Сабантуй», «Акатуй», «Шумбрат», «Новруз», День армянской культуры, «Ханука», также День дружбы народов, Межнациональный новый год, фестиваль еврейской культуры и многие другие.

Социальная защита

Областная система социальной защиты населения — эторазносторонняя, охватывающая каждого человека от рождения до глубокой старости, система государственной заботы,партнерского сопровожденияна всех этапах жизненного цикла.

Финансирование социальной политики является приоритетным направлением, объём выделенных в 2021 году средств составляет 20% всего бюджета Ульяновской области. По сравнению с 2020 годом, увеличение почти на 11%.

Повышенное внимание мы уделяем проблемам демографии, социальной защиты, вопросам здоровья и активному долголетию, росту доходов и снижению бедности, достойной занятости, комфортным условиям проживания.

К сожалению, уже несколько лет в регионе наблюдается рост смертности и снижение рождаемости. В 2021 году число родившихся уменьшилось на 3,2%, число умерших увеличилось на 15,2%. В результате естественная убыль населения увеличилась на 33,8% и составила 13754 человека.

Надо стимулировать многодетность, модернизировать систему здравоохранения, усиливать поликлиничное звено и систему первой неотложной помощи, развивать высокотехнологичную и телемедицину. Формировать культуру здорового образа жизни, наращивать инфраструктуру активного долголетия.

На меры демографического развития, на охрану материнства и детства была выделена почти половина всех ассигнований, приходящихся на социальную защиту.

Существенным подспорьем для нуждающихся семей стали выплаты в размере прожиточного минимума при рождении первого ребёнка, третьего и последующих детей в возрасте до 3-х лет за счёт софинансирования федерального и областного бюджетов.

Кроме того, на детей в возрасте от 3 до 7 лет в зависимости от степени нуждаемости предоставляются ежемесячные выплаты в размере от 50 до 100 процентов прожиточного минимума. Одновременно по линии Пенсионного фонда одинокие родители, воспитывающие ребёнка в возрасте от 8 до 16 лет, получают ежемесячное пособие в размере половины прожиточного минимума. Расширяются возможности семей при реализации финансовых средств регионального капитала «Семья».

Всего в Ульяновской области действует 39 федеральных и региональных мер социальной поддержки для семей с детьми. Они в первую очередь способствуют рождению 3-х и последующих детей, увеличению многодетности. Так на начало 2022 года в области насчитывается 14 тысяч 130 многодетных семей. Это на 4% больше, чем на аналогичный период 2021 года.

В 2021 году социальная поддержка оказана 390 тысячам граждан,относящихся к льготным категориям. Это четверть всего населения области. Адресную материальную помощь получили 6 тысяч 476 человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Важной задачей социальной политики является борьба с бедностью. По предварительным оценкам в Ульяновской области численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет на конец 2021 года более 16%. Согласно Единому плану по достижению национальных целей предполагается к 2030 году уровень бедности в Ульяновской области должен составить 7,5%.

И это для нас очень серьезный вызов. На бедность влияет огромный комплекс экономических и социальных факторов. Борьба с бедностью не сводится только к раздаче денег малоимущим через меры социальной поддержки. Нужно комплексно развивать экономику, предпринимательство, повышать доходы наших земляков, модернизировать производство, создавать высокотехнологичные рабочие места, совершенствовать систему профессиональной подготовки и так далее.

В рамках социальной политики мы используем такую действенную меру, как социальный контракт. В 2021 заключено 3018 социальных контрактов. Мониторинг показал, что более 70% семей, заключивших социальный контракт, в течение 3-х лет справляются с ситуацией и перестают быть малообеспеченными.

Эффективной и действенной остается региональная политика, направленная на активное долголетие.

У нас проживает более 328 тысяч граждан пенсионного возраста, это 30% от общей численности населения региона.

Для их активного, творческого, спортивного долголетия реализуется проект «Центр активного долголетия». В регионе открыто 240 Центров, где систематически занимается более 18,6 тыс. граждан старшего поколения. Доля граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия проекта «Активное долголетие», составляет 65%.

Конечно, я в своем небольшом выступлении не могу охватить все стороны областной социальной политики – на это ушло бы очень много времени. И это был бы уже не разговор о приоритетах.

Перейду ко второму приоритету, второму главному направлению областной политики в 2021 году.

Это поддержка бизнеса, создание условий для стабильного динамичного экономического развития, проведение зрелой инвестиционной политики.

В течение 2021 года Ульяновская область преодолевала тяжёлые последствия пандемии COVID-19. Поэтому в экономической жизни региона наблюдались разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, пандемия продолжала негативно влиять на экономику: на трудовые ресурсы, на доходы населения, на целые отрасли, традиционно относящиеся к сфере малого и среднего предпринимательства.

Мы старались минимизировать это влияние, находя баланс между спасением жизней и сохранением предпринимательства. Старались выстроить систему доверия между бизнесом и властью. Считаю, что в целом мы справились.

Была продолжена реализация мер по поддержке пострадавшего бизнеса. Вложили средства в развитие дистанционной электронной торговли для наших предпринимателей.

Помогали промышленным предприятиям и организациям частично перепрофилировать работу под нужды борьбы с COVID-19. Ульяновские предприятия поставляли врачам медицинские автомобили и технику. Инновационный кластер развернул производство высокоточных тестов, новые лаборатории для исследований и предложил технические решения для защиты и дезинфекции.

Я уже говорил о восстановительном росте в ряде ключевых отраслей экономики Ульяновской области. Рост индекса промпроизводства в 113% самый высокий за последние 5 лет.

Четверть роста промпроизводства приходится на автопром. Ульяновский автомобильный завод нарастил производство на 30% по сравнению с 2020 годом. Значительно выросли также «Димитровградский вентильный завод», ульяновский завод «Симаз». В других видах деятельности отмечу рост на таких значимых предприятиях, как «НПО «Марс», «УКБП», «Ульяновский патронный завод».

Не осталась в стороне также легкая промышленность: мы видим увеличение производства на предприятиях «ТексИнвест», «Ковротекс-М», «Номатекс» и на фабрике «Бостон».

Как следствие роста производства повышаются и заработные платы. Средний их уровень в обрабатывающей промышленности составляет 38,5 тысяч рублей. Например, на производстве «Спектр-Авиа» средний уровень оплаты труда вырос за год на 43%, превысив планку в 72 тыс. рублей.

В 2021 году Ульяновская область вошла в десятку лучших регионов страны по эффективности работы Фондов развития промышленности и по количеству индустриальных парков на своей территории.

Ещё одно направление нашей деятельности – повышение производительности труда. За прошлый год развернута работа Регионального центра компетенций в сфере производительности труда на базе АНО «Центр компетенций развития промышленности». Создана «Фабрика процессов». Сейчас в проект вовлечено 13 организаций из различных отраслей.

Мы планируем, что в 2022 году Центр компетенций станет «единым окном» для полного цикла сопровождения региональных промышленных предприятий.

Продолжается совершенствование инвестиционной политики.

У нас действуют статусы особо значимых и приоритетных инвестиционных проектов Ульяновской области. Общий объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области от организаций, которые реализуют такие проекты по итогам прошлого года составляет 3 миллиарда 740 миллионов рублей.

Индустриальный парк «Заволжье» является одним из самых эффективных в стране в части налоговой отдачи на вложения в его инфраструктуру. Активно развивается ОЭЗ «Ульяновск», в которой насчитывается уже 43 резидента, 10 из которых получили статус в 2021 году. Статус территорий опережающего социально-экономического развития имеют города Димитровград и Инза.

В Ульяновской области также поддержан тренд на прямую защиту и поддержку капиталовложений, который реализуется в новом федеральном пакете законов о соглашениях по защите и поощрении капиталовложений. В 2021 году подписано первое для Ульяновской области соглашение в отношении нового инвестиционного проекта «Строительство завода по производству упаковки из гофрированного картона» компании «АРХБУМ». Это 355 новых рабочих мест и 4 млрд рублей капиталовложений.

Также мы активно используем такой федеральный инструмент развития как инфраструктурный бюджетный кредит.

Область уже получила более 2,5 миллиардов рублей в качестве инфраструктурного кредита. Эти средства выделены на инфраструктурный проект, который предусматривает строительство четырех производственных корпусов на территории индустриального парка «Заволжье» и портовой особой экономической зоны «Ульяновск». Кроме того, объём частных инвестиций по всем проектам составляет более 2,7 миллиардов рублей. В результате реализации проектов будет создано 1230 новых высокопроизводительных рабочих мест. Налоговые доходы в областной бюджет от реализации этих проектов за 15-летний период оцениваются в 3,6 миллиарда рублей. Такая сумма вполне позволяет погасить полученный кредит в полном объеме.

Всего по итогам 2021 года в эксплуатацию введено 12 проектов с общим объёмом инвестиций свыше 6 миллиардов 400 миллионов рублей. Создано более одной тысячи новых рабочих мест.

Всего на сопровождении Корпорации развития Ульяновской области на начало 2022 года находилось 130 проектов с общим объёмом инвестиций 127 миллиардов 840 миллионов рублей. Если они все будут реализованы, то будет создано, как минимум, 15,5 тысяч новых рабочих мест.

Благоприятные условия в Ульяновской области должны быть одинаковыми для всех предпринимателей, ведущих дело в регионе. Как для крупного бизнеса, так и для малого и среднего предпринимательства.

По итогам 2021 года на территории Ульяновской области осуществляют деятельность 41 796 субъектов малого и среднего предпринимательства и 20 508 самозанятых.Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составила 188 250 человек – это почти 31% экономически активного населения.

Важнейшим фактором развития бизнеса является его продвижение на внешние рынки.

По итогам 11 месяцев 2021 года внешнеторговый оборот Ульяновской области составил 1 миллиард 214 миллионов долларов, и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, увеличился на 250 миллионов долларов. Торговыми партнёрами Ульяновской области за 2021 года стали 109 стран.

Разумеется, формат устного отчёта не позволяет мне рассказать обо всех процессах, которые происходили в регионе в прошлом году. Однако о некоторых важных направлениях работы я не могу не упомянуть.

Первое. Водоснабжение. Мы начали долгосрочную и затратную работу по восстановлению и созданию инфраструктуры обеспечения водой. Необходимы и системные меры по всему комплексу водоснабжения, и оперативные меры, чтобы как можно быстрее решить вопрос обеспечения водой тех населенных пунктов, где есть перебои.

Очень важные решения – это работа в 163-х населённых пунктах: ремонт 46-ти водозаборов, установка 59-ти новых водонапорных башен и замена более 116-ти км участков водопроводных сетей. Качество водоснабжения улучшено для 190 тысяч жителей.

Второе. Берегоукрепление. Это застаревшая проблема, глобальный вызов, на который нужно реагировать оперативно.

Ситуация с оползневыми процессами в Ульяновске плачевная, критическая. Мы начали серьёзную, кропотливую работу. В конце 2021 года был подготовлен проект технического задания. Сейчас мы находимся на этапе торгов на разработку ПСД по строительству противооползневых сооружений на самом проблемном трёхкилометровом участке береговой линии Ульяновска – от Президентского моста до улицы Тухачевского. Ориентировочные сроки строительства – 2023-2026 годы.

Третье. Дороги и мосты. Вопрос, который волнует практически каждого жителя Ульяновской области.

В течение всего 2021 года мы вели крупные дорожно-строительные и ремонтные работы. По итогам года было отремонтировано 160 км автодорог. Также нам удалось добиться выделения дополнительных средств из федерального бюджета во второй половине 2021 года в размере почти 1 миллиарда 400 миллионов рублей, благодаря чему дополнительно отремонтировано больше 65 км участков автодорог в муниципалитетах региона.

Кроме этого, стартовала активная работа по строительству 2-х капиталоёмких объектов в Ульяновске – моста через Свиягу в створе ул. Шевченко и ул. Ленина и реконструкция моста через р. Свиягу по ул. Минаева.

Я обязательно должен сказать о той работе, которую ведет Правительство области в условиях внешнего санкционного давления. На протяжении почти двух месяцев мы совместно с федеральными коллегами, региональными законодателями, руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бизнесменами вырабатываем меры поддержки и защиты региональной экономики.

Выступая с отчетом о деятельности Правительства, Председатель Правительства РФ Михаил Владимирович Мишустин определил пять основных приоритетов на краткосрочную перспективу.

Первый – обеспечить бесперебойную деятельность предприятий.

Второй – расширить свободу нашего предпринимательства внутри страны.

Третий – поддержать тех, кто особенно уязвим.

Четвёртый – обеспечить насыщенность нашего рынка товарами.

Пятый – оказать необходимые секторальные меры поддержки.

В соответствии с этой логикой мы сформировали План первоочередных действий, в котором изложены меры поддержки, прежде всего, коммерческого сектора ульяновской экономики

Выделю основные направления и инструменты поддержки бизнеса, которые мы предлагаем.

Во-первых, Правительство готовит институциональные меры, которые направлены на поддержание благоприятного делового климата и снижение издержек для бизнеса. К этому относится отсрочка для субъектов малого и среднего предпринимательства арендной платы сроком на 1 год, по договорам аренды имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; отсрочка по уплате специальных налоговых режимов и местных налогов.

Введён мораторий на проведение плановых проверок в отношении регионального и муниципального контроля.

Во-вторых, это меры прямой поддержки субъектов МСП Здесь отмечу разнообразные инструменты поддержки наших сельхозпроизводителей – от ускоренного выделения земель из государственных или муниципальных фондов для занятий животноводством, овощеводством, рыбоводством до компенсации затрат потребкооперативов на аренду хранилищ.

Далее. Переносится срок уплаты по «упрощённой системе налогообложения» за 2021 год. Это обеспечит снижение одномоментной финансовой нагрузки на МСП.

Фонд финансирования промышленности и предпринимательства сохранил прошлогодние процентные ставки по кредитам.

Мы увеличили размер субсидии до 100% первоначального взноса по лизингу промышленного оборудования.

Кроме того, предусмотрели субсидирование логистических затрат компаний Ульяновской области, связанных с доставкой грузов из-за рубежа.

В-третьих, разрабатываются меры поддержки системообразующих предприятий. Был актуализирован реестр системообразующих предприятий области. И сейчас региональное Правительство совместно с Правительством Российской Федерации и руководством этих предприятий прорабатываем ценовые и логистические цепочки по всей номенклатуре комплектующих изделий.

В-четвертых, мы готовим секторальные или отраслевые инструменты поддержки.

И, конечно же, в первую очередь наша забота о промышленных предприятиях области. Это предоставление займов для осуществления текущей деятельности, например, оплаты налогов или заработной платы. Это предоставление субсидий предприятиям на поддержку занятости работников. Мы на 70 миллионов рублей докапитализировали фонд развития промышленности.

Не менее актуальной является поддержка агропромышленного комплекса области. Мы уже выделили значительные дополнительные средства – не менее 630 миллионов рублей – на развитие животноводства, птицеводства, на переработку продукции растениеводства.

Кроме того, мы предложили федеральным коллегам целый ряд инициатив, которые могут обеспечить стабилизацию общей экономической ситуации. Считаю, что реализация Плана первоочередных действий даст возможность выдержать санкционное давление. Для чего нужны все эти меры поддержки? Нужны они для того, чтобы прилавки ульяновских магазинов были наполнены дешевыми товарами по всей номенклатуре, именно теми товарами, которые нужны каждому ульяновцу.

Прошел год, как я работаю в Ульяновской области. Это уже достаточный срок, чтобы можно было подвести промежуточные итоги, сделать определенные выводы.

Вступая в должность временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области 9 апреля 2021 года, я определил приоритеты своей работы. Напомню.

Первое. Сохранение человеческого капитала и наращивание его потенциала. Программы здравоохранения, образования, создание новых рабочих мест, привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику, повышение качества жизни жителей региона.

Второе. Достойная заработная плата.

Третье. Развитие экономики и новые рабочие места. Ульяновская область должна сохранить привлекательность для самых разных инвестиций: федерального бюджета и частных.

Четвертое. Увеличение годового бюджета области до 100 млрд рублей за ближайшие 3 года.

Вы видите, что это были не просто слова. Многое удалось выполнить. По всем направлениям мы за прошлый год значительно продвинулись.

Главное, я вижу и чувствую поддержку по всем направлениям работы со стороны жителей области, депутатов Законодательного собрания, коллег из федеральных органов власти, сенаторов и депутатов Государственной думы.

Для меня очень важно сохранить связь с жителями региона, которых за год работы я уже могу назвать своими земляками. Не потерять чувствительность к повседневным проблемам и заботам людей, оставаться в человеческой, нормальной, а не бюрократической реальности. Удалось или нет – вам виднее. Я очень дорожу доверием, которое вы мне оказали. И всеми силами стараюсь его оправдать.

Еще один вывод или итог моей работы – нет нерешаемых проблем и задач. Есть задачи, которые решаются долго. Намного дольше, чем всем нам хотелось бы. Невозможно сразу, по щелчку пальцев решить проблемы обманутых дольщиков. Или обеспечить сразу все населенные пункты качественной питьевой водой. Или построить больничные корпуса и поликлиники.

Важно действовать. Действовать конструктивно и результативно. Для этого нужна политическая воля и командная работа. Я очень благодарен депутатам Законодательного собрания, фракциям и региональным отделениям политических партий за конструктивную совместную работу в прошлом году.

И отсюда еще один мой вывод – оказывается можно политическую борьбу из изнуряющей конфронтации и наращивания бессмысленных конфликтов обернуть в конструктивное созидательное русло. Я очень рад, что нам всем вместе удалось изменить политический ландшафт в Ульяновской области, когда все политические силы работают единой сплоченной командой во имя созидания и социальной справедливости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1