Меню
14+

Общественно-политическая газета Вешкаймского района Ульяновской области

09.11.2021 13:58 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Пример для всей России

Автор: Алексей ЮХТАНОВ Еженедельник «Аргументы и Факты»

Окончание. Начало в № 44 от 3.11.2021 г.

С 1989 года в селе Ховрино Вешкаймского района проживает община турок-месхетинцев, приехавших сюда после памятных ферганских событий.

Результатом их появления в здешних местах стали коммерческий успех знаменитой ныне ховринской капусты, процветание «неперспективного» в прошлом села и уникальный анахронизм советской эпохи — дружба народов.

«ПОНАЕХАЛИ» И СПАСЛИ СЕЛО

Ховрино для расселения турок-месхетинцев было выбрано не случайно. Привлекая кадры в местный совхоз, его руководство построило в селе большое количество стандартных одноэтажных двухквартирных домов из бетонных панелей. Но вскоре времена пошли трудные, и кадры даже таким калачом в село заманить не удалось. Новые дома с центральным отоплением стояли пустыми!

Леонид Ванников, житель села Ховрино:

- Нам не хватало рабочих, и мы начали ввозить их, в основном, из Чувашии. И каждому предоставляли новую, только что отстроенную квартиру. И все равно не смогли заполнить. Потом вот... турки попросились в наш район. Парторг нашего района Нина Геннадьевна Козлова спросила: «Возьмем?». Мы сказали: «Возьмем, квартир полно, пусть живут!». И до сих пор об этом не жалеем. Если бы не они, хана пришла бы нашему селу!

Вновь прибывших встретили душевно, организовали для них сбор теплых вещей и продуктов, помогли вселиться в квартиры. Открытость и отзывчивость сельчан, их готовность всегда оказать посильную помощь до сих пор остались в памяти благодарных переселенцев.

Они же сходу согласились на любую работу, трудились честно и добросовестно, надеясь только на свои силы. Рабочие места сразу нашлись: животноводов, механизаторов, доярок. «Трудяги — пример всем нам», — самокритично признаются местные. Те вкалывали целыми семьями, от малышей до стариков — и в совхозе, и в личных подсобных хозяйствах. Местные, глядя на это, как-то постепенно бросили ныть, пьянствовать и жаловаться на Чубайса. И по примеру турок тоже стали все дни проводить в работе. Это помогло как местным, так и приезжим пережить реформы и «шоковые» экономические эксперименты. Пьянство, конечно же, не искоренилось абсолютно, но нормой жизни стала все-таки трезвость. А вот совхоз уберечь не удалось несмотря ни на что. Он не пережил реформ и прекратил свое существование. Остались только земельные паи, с их помощью и нужно было «выползать». Выращивая на этих участках разные овощи, постепенно остановились на капусте. Именно она на местных землях, да еще расположенных вдоль речки (удобно для полива!), дала наибольшую отдачу и стала с тех пор основным «стратегическим» товаром.

Параллельно с наращиванием производства прибывали новые семьи, включались в работу...

В целом Ховрино — село зажиточное. И это — благодаря приезжим, которые в свое время задали планку отношения к труду и выживаемости с опорой на собственные силы.

Все ховринские турки-месхетинцы до 1989 года проживали в Самарканде. Напрямую ферганские события их не коснулись, убийств не было. Но им тоже сказали: «Уходите!».

Конечно, южным людям поначалу было трудно пережить русскую зиму. Морозы случаются и в Самарканде, но чтоб зима длилась так долго — к этому пришлось привыкнуть. А для тех, кто родился уже здесь, местный климат вполне привычен.

Все усилия направлены на культуру №1 — капусту. Именно она принесла достаток в семьи. Возле каждого дома припарковано по 2-3 легковых машины (отнюдь не «Жигули»), обязательно трактор и всякая другая сельхозтехника. Теперь, даже если какой-то год не принесет дохода, не страшно. Так, в этом году случился кризис перепроизводства.

Турки-месхетинцы уважают местные обычаи. Вместе со всеми встречают Новый год, участвуют в проводах русской зимы и даже отмечают православные праздники — Рождество, Пасху. Если у местных случаются похороны, идут со всеми на кладбище, и хотя, например, по мусульманским традициям женщинам на кладбище нельзя, в «русских» похоронах участвуют и женщины тоже. Есть уже межнациональные браки, смешанные семьи.

Ховрино — рекордсмен по рождаемости в Ульяновской области. Детский сад уже не вмещает всех малышей. Ховринскую школу тоже впору расширять.

Отношения между детьми турецкими и остальными — русскими, татарскими, чувашскими — вполне доброжелательные. Все дети отлично, без акцента, говорят по-русски, знают и изучают историю села, которая начинается аж с XVII века, сообща участвуют в создании школьного исторического музея. Оказывается, Ховрино славилось когда-то сапожным ремеслом.

Отношение к жизни, которое демонстрируют нам приезжие турки-месхетинцы — это то, чего так не хватает большинству коренного населения России. Лишившиеся всего имущества, согнанные с насиженных мест, они наглядно показали, что, начиная с нуля, надеясь только на свои силы, упорным трудом, можно добиться достатка и благополучия. А также то, что дети — это не обуза, а помощь в нелегком крестьянском труде. Не ждать, когда материальные условия позволят «завести» ребенка. Воспитывая детей (сколько их Бог дал!) в трудолюбии и уважении к старшим, родители делают их своими помощниками, отсюда впоследствии и достаток. Примерно таковы «технологии» успеха, освященные веками. Быть бедным и бездетным на такой богатой и плодородной земле, как наша, просто стыдно... Кто-то ворчит, что Ховрино вскоре будет совсем уже «отуречено». Эти сетования совсем уже непонятны. Делайте то же самое: трудитесь, рожайте... Пример-то перед глазами!

Конечно, для нашего Среднего Поволжья дружба народов не в диковинку. Века вместе живут здесь русские, татары, чуваши, мордва и — давно уже никакого межнационального напряжения. Притерлись друг к другу, освоили науку жить вместе, перемешались... Может быть, поэтому в отличие от также многонационального Краснодарского края или, наоборот, «чисто русских» областей здесь так хорошо приняли беженцев, а они ответили благодарностью и уважением к местным традициям.

Похоже, что для всей России Ховрино — пример таких дружественных отношений между мигрантами и коренными жителями. И альтернативы им нет, если хотим сохранить Россию

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11