Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Из нашего Мухина – к мировой славе

Автор: Любовь ГРАЧЕВА

В еженедельнике «Аргументы и факты» за 4-10 марта текущего года с нескрываемым трепетом и восторгом читаю очерк научного сотрудника Ульяновского краеведческого музея Татьяны Громовой под заголовком «Ах, какую женщину мы подарили Кубе». Речь в нём о Марианне Юстицкой. Вот уж действительно «из сумрачной дали» воскрес род барина Юстицкого Александра Антоновича и его супруги Лидии Васильевны, чьё имение и усадьба были в деревне Мухино.

Знаменитый дворянин Василий Павлович Скрипицын обладал по тем временам значительным состоянием в Саратовской и Симбирской губерниях, но рано ушёл из жизни. По разделу между членами семьи его дочери Лидии Васильевне досталось одно из имений в Мухине и Дурасовке Карсунского уезда Симбирской губернии с усадьбой, конезаводом, водяной мельницей и три тысячи десятин земли. В то время Лидия Васильевна проживала в Петербурге.

Александр Антонович Юстицкий тринадцать лет прослужил во флоте на Балтике. В 1890 году в чине капитана второго ранга он вышел в отставку в связи с предстоящей женитьбой. Его женой стала Лидия Васильевна Скрипицына.

В 1892 году супруги Юстицкие переехали из Петербурга в Мухинское имение. Александр Антонович быстро завёл новых знакомых. Одним из первых стал Александр Петрович Родионов, чья обширная усадьба находилась в селе Вешкайма. В дневнике Родионова сохранилась такая запись: «Навестил нас Александр Антонович Юстицкий с женой, бывший моряк, певец-тенор, бравший уроки в Италии и мечтавший (как и я) о сценической славе. Но вместо неё увлекается мухинскими горами, лесами, пашней и рекой Барышом».

Карсунские дворяне отнеслись к Юстицким дружелюбно. Избрали Александра Антоновича депутатом дворянского уездного съезда и почётным мировым судьёй. В имении расширился конный завод по разведению орловских рысаков, работал лесопильный завод, строился винокуренный.

Пополнение семейства

Первая дочь Марианна (так назвал её отец) у Юстицких родилась 5 февраля 1900 года, вскоре появилась младшая. Как во всех дворянских семьях, у детей Юстицких были няни, учителя, гувернантки. От отца Марианна унаследовала музыкальный слух и сильный красивый голос. Под его руководством она пробовала свои силы в музыке. Настоящее обучение её началось в 12 лет в Петербурге у известной оперной певицы Медеи Мэй-Фигнер. Одновременно Марианна занималась балетным искусством.

В Мухине в то время проживали мои предки: дед Николай Данилов с супругой Пелагеей. Дед имел статус билетного солдата (было такое сословие). Семья Даниловых была многодетной. После смерти родителей круглой сиротой осталась моя мама, родившаяся последней 12 августа 1904 года – на 4 с лишним года младше Марианны Юстицкой. По обоюдному согласию девочку взяли на воспитание в имение Юстицкие. О той поре жизни мама (в замужестве Наталья Николаевна Гусева) рассказывала очень много своим детям: о роскошном барском саде, убранстве дома, отношении хозяев к своим работникам, подчёркивала, как Юстицкие помогали тем, кто обращался к ним за помощью, и многом другом.

Мама боготворила барина, который оказывал самое пристальное внимание ей. В то время она закончила церковно-приходскую школу, что считалось престижным. Барыня наряжала её, заплетала сама ей косы с красивыми лентами. Во время приёма гостей ей доверяли подавать чай и сладости, учили этикету. Барин обещал со временем найти ей хорошего жениха, быть на свадьбе посажённым отцом. Но жизнь распорядилась иначе. Вскоре после февральской революции 1917 года заболел испанкой и умер в Петербурге Александр Антонович, где он имел должность на Невском судостроительном заводе. Лидия Васильевна после Октябрьской революции того же года с младшей дочерью уехали во Францию. Марианна осталась в России.

Для моей мамы порядочный жених нашёлся в Нижней Туарме – Гусев Михаил Кузьмич. До Великой Отечественной войны в нашей семье было шестеро детей (седьмой родился 15 августа 1941 года), когда отец уже был на фронте. Оставшись в 37 лет одна матерью-героиней (отец погиб на войне 16 сентября 1943 года), она через всю свою жизнь пронесла добрые воспоминания о семье Юстицких. Знала в совершенстве библию, море молитв, была великой труженицей, всех детей неустанно приучала к порядку в любом деле. Если видела, кто-то хочет отлынить от своих обязанностей, непременно повторяла: «Ишь какая барыня Юстицкая,» — как бы возводя в особый ранг ту, которую знала и боготворила с раннего детства.

Окончание в следующем номере газеты

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

82