Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

29.07.2020 07:28 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В боях за высоту

Автор: Владимир ВОРОБЬЕВ, краевед

О жизни и подвиге Героя Советского Союза Михаила Петровича Чепанова (1920-1950), который родился в селе Араповка Вешкаймского района ровно 100 лет назад и чья могила находится в рабочем посёлке Майна на поселковом кладбище, писалось неоднократно местными и ульяновскими авторами, но ни один из них в своих публикациях не приводил ни выборочно, ни тем более полностью, содержание наградного листа – главного подлинного документа, составленного по горячим следам событий.

Только в начале XXI-го века работники Центрального архива министерства обороны Российской Федерации в г. Подольске прислали ксерокопию этого документа. Документ интересен прежде всего тем, что в нём по-военному кратко и точно рассказывается о конкретном боевом подвиге нашего земляка. Думается, что вешкаймцам будет полезно ознакомиться с этим документом в год 75-летия великой Победы и 100-летия со дня рождения Героя, которое будет отмечаться 5 ноября этого года.

Приводим основную часть документа – описание подвига, за который М.П. Чепанов получил это высокое звание: «17.04.1945 года, в боях за высоту 50,2 в районе населённого пункта Подельциг – Германия, противник, используя местность, яростно сопротивлялся. Наши подразделения вели бой в исключительно трудных условиях, высота, на которой занимал оборону противник, имела скаты в 35 градусов.

Противник вёл сильный пулемётный и снайперский огонь, прижал нашу пехоту к земле. Штурмовать вражескую оборону вызвался тов. Чепанов.

Презирая смерть, под градом пулемётного огня тов. Чепанов по-пластунски продвигался вперёд. Затаив дыхание, следили бойцы за движением бесстрашного воина, взбиравшегося на крутые склоны высоты. Вот он преодолел последний выступ и оказался на вершине. Немцы хотели взять в плен храброго воина и бросились к нему. В ответ полетели гранаты – семь гитлеровцев были уничтожены. В это время вражеская пуля ранила Чепанова.

Раненый герой ещё с большей местью продолжал неравный бой, отвлекая на себя всю силу огня противника, и красным флагом, водружённым на бруствере, дал сигнал атаки основным силам нашей пехоты. Озверелые фашисты, увидев гордо реющее знамя, вновь бросились на Чепанова. Истекающий кровью герой встретил эту контратаку меткой очередью из автомата – девять немцев в этой схватке были уничтожены, но в то же время ещё одна пуля вонзилась в тело героя. Он терял сознание, но мысль о важности выполнения задачи воодушевляла его, и он крепко держал в руках автомат.

Противник в третий раз бросился на Чепанова, но его автомат работал безотказно, уничтожив восемь фашистов, Чепанов заставил их отойти.

К этому времени его боевые товарищи спешили на помощь и были на высоте. Высота была взята.

Командир 271 гвардейского стрелкового Краснознамённого полка гвардии подполковник Вишняков. 26 апреля 1945 года».

Представление подписали командир 88-й гвардейской стрелковой Запорожской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии генерал-майор Герой Советского Союза Панков, командир стрелкового Люблинского Краснознамённого корпуса гвардии генерал-лейтенант Рыжов, командующий войсками 8-й гвардейской армии гвардии генерал-полковник В. Чубков и член военного Совета гвардии генерал-майор А. Пронин.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Чепанову Михаилу Петровичу звания Героя Советского Союза был опубликован после Дня Победы, 31 мая 1945 года. Он в то время, весь израненный, находился на лечении в госпитале в городе Саратове, где за ним ухаживала одна из его родных сестёр, живущая здесь. Настроение Михаила было ужасное: перебита правая рука, раны в груди, одна нога короче другой на 9 сантиметров, большая потеря крови и в связи с этим постоянные боли всего организма. Однажды сестра пришла со своей подругой, телефонисткой Ниной, сиротой, которая вскоре стала его женой.

В Майне Чепанову дали работу бухгалтером в лесхозе и маленький, гнилой дом. Семья росла, родились сын Володя, дочки Людмила и Александра. Купили корову.

Чепанов просто хотел справедливости, простого внимания к себе как к фронтовику – не больше.

Когда родители Чепанова уехали к дочери в Свердловскую область, там им сразу выделили четырёхкомнатную квартиру за сына – Героя. И всё же справедливость восторжествовала. Недавно торжественно открыли в Майне памятник недалеко от дома, где он жил, назвали улицу его именем, увековечили память в Майнском историко-краеведческом музее, школьники встречаются с родственниками Героя, пишутся статьи и очерки о нём. Бюст М.П. Чепанова установлен в р.п. Вешкайма в Аллее Героев. Знают и помнят о нём и в его родном селе Араповка.

Наградной лист свидетельствует о других моментах жизни М.П. Чепанова: в 1937 году он окончил 6 классов, в октябре 1940 года Вешкаймским райвоенкоматом призван на срочную службу в Красную Армию, с мая 1942 года сражался на фронте, в 1944 году завершил курсы младших лейтенантов 1-го Белорусского фронта, был трижды ранен – 23 декабря 1943 года, 28 февраля и 17 апреля 1945 года, в 1943 году награждён медалью «За отвагу».

Михаил Чепанов родился в 1920 году в крестьянской семье в селе Араповка. По числу дворов и населения она относилась к средним населённым пунктам, в 1926 году в ней насчитывалось 238 дворов и 1273 жителя. До 1928 года Араповка входила в состав Старозиновьевской волости Карсунского уезда (в 1937 году Старая Зиновьевка переименована в Новый Дол, что в Барышском районе). В 1928 году волости, уезды и губернии были ликвидированы, на их место пришли районы и округа. С этого времени село Араповка относилась к Поповскому району Ульяновского округа, через два года – к Майнскому, и только в 1935 году она вошла в Вешкаймский район.

Семья Чепановых была огромной даже для того времени. После старшего сына, Михаила, мать, Александра Дмитриевна, родила ещё 15 сыновей и дочерей. Правда, в живых, из-за высокой детской смертности, после войны осталась только половина – 8 человек. Всех нужно было накормить и напоить, обуть – одеть, воспитать нормальными людьми. Дел хватало и отцу, Петру Александровичу.

В апреле 1945 года Михаил Чепанов, которому шёл 25-й год, был командиром взвода автоматчиков, младшим лейтенантом и членом партии, принял командование ротой из-за тяжёлого ранения командира роты. Именно тогда и совершил он свой подвиг на так называемых Зееловских высотах, в 70 километрах от Берлина. Здесь немцы создали сильно укреплённый район, нашпигованный окопами и траншеями, минными заграждениями и дзотами, противотанковыми рвами.

Несколько лет назад мне удалось найти в мемуарах Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова «От Сталинграда до Берлина» (Москва, издательство «Советская Россия», 1985 год) рассказ о подвиге М.П. Чепанова почти на двух страницах (599-600). Учитывая то обстоятельство, что воспоминания прославленного военачальника, подписавшего наградной лист Михаила Чепанова, до сих пор не использовались авторами публикаций о герое-земляке и содержат новые подробности о его подвиге, я привожу их в этом материале. В.И. Чуйков в главе «Штурм Берлина», в частности, написал: «Мастерство штурма крепостных сооружений – сумма многих слагаемых: владение оружием ближнего боя, акробатическая ловкость в преодолении препятствий и, конечно, в первую очередь личная отвага каждого бойца. Именно эти качества продемонстрировали гвардейцы взвода 5-й роты 271-го полка 82-й гвардейской стрелковой дивизии во главе с младшим лейтенантом Михаилом Чепановым. Они рывком преодолели четырёхсотметровую полосу, изрезанную рвами, окопами, воронками и канавами, проскочили через дамбу с блиндажами и пулемётными точками и через каких-то семь-восемь минут после сигнала атаки оказались у полуразрушенных стен цитадели. Здесь немецкие пулемётчики открыли по гвардейцам огонь. Чепанов рассчитывал провести свой взвод через пролом в стене, но путь преградил сильно фланкирующий пулемётный огонь. Здесь можно было погубить весь взвод и не выполнить задачи. Промедление в таком положении смерти подобно: противник уже обнаружил взвод. Не раздумывая, Чепанов изменил направление и проскочил со взводом вдоль стены до следующего пролома в ней. Теперь его бойцы в мёртвом пространстве, их не доставал огонь ни пулемётов, ни автоматов. Чепанов забросил на стену «кошку» с верёвкой. Ловко, быстро, точно цирковой акробат, он поднялся вверх. В его руках затрепетал красный флаг. Как огонёк, он был виден издалека. Сюда устремились бойцы других подразделений. А взвод Чепанова уже вёл бой по ту сторону стены, во дворе крепости.

Михаила Чепанова дважды ранили, и всё же он не вышел из боя. Гвардеец ворвался в главный равелин, увидел ход к верхней площадке, откуда немецкие офицеры руководили боем. По пути к этой площадке, в узких проходах и на лестницах, расчищая путь автоматом и гранатами, младший лейтенант убил девять гитлеровцев. Прошло ещё несколько минут, и над главным равелином взвилось Красное знамя. Его водрузили бойцы взвода Чепанова. Сам командир взвода, получив третье ранение в грудь, скончался у знамени».

Заканчивается выдержка следующими словами: «Пусть знает Александра Дмитриевна Чепанова, проживающая в селе Ароновка Ульяновской области, что её сын Михаил Петрович, посмертно награждённый Золотой Звездой Героя Советского Союза, ещё при жизни воздвиг себе величественный памятник – водрузив Красное знамя над поверженной крепостью фашистов в Кюстрине, в семидесяти километрах от Берлина».

Простим прославленному Маршалу – Герою досадную неточность в его словах. Мы-то доподлинно знаем, что Ароновка – это Араповка Вешкаймского района, где родился и жил до переезда в Майну М.П. Чепанов. А главное – он не погиб в том кромешном бою, выжил, долго лечился и на родину вернулся не один, а с женой Ниной Ивановной.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25