Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

19.05.2020 12:48 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

НЕ ЖЕЛАЛА ТАКОГО И ВРАГУ…

Автор: Людмила Салина

В годы войны фашистские захватчики шли на самые страшные преступления, лишь бы подчинить своей воли народы, разрушали города и сжигали деревни и села,строили концлагеря и камеры пыток. А сколько наших соотечественников было угнано в Германию! И только познакомившись с воспоминаниями людей, побывавших в фашистской неволе, до конца осознаешь все величие и значение подвига, совершенного Советской Армией, сыгравшей главную роль в разгроме фашизма. Победа дала свободу и Александре Ивановне Родиной, которая жила после войны в р.п.Вешкайма. Она одна из тех, кто перенес все ужасы фашистского рабства и остался в живых

В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ

Александра Родина родилась в1921 году в Калужской области в деревне Красниково. Из шестерых детей была старшей.Детство прошло в деревне, здесь же закончила 8 классов и поступила в Смоленский финансово-экономический техникум. Война (1941 года) началась, когда она вместе со своими товарищами сдавала государственные экзамены. Тогда Александре было 19 лет. Судьба распорядилась так, что она должна была вернуться в родную деревню: отец ушел на фронт,мать – инвалид первой группы, и на руках старшей сестры остались пятеро несовершеннолетних братьев и сестер. Стала работать в колхозе «Комсомолец». Деревня Красниково, где они жили, была в 2 км от железнодорожной станции, путь которой шел на Москву. Дальше этой станции немца советские войска не пустили, и враги обосновались и на станции,и в прилегающих к ней селах. Оккупировали фашисты и родное село Шуры. В домах обосновались немцы, на станцию шли поезда с боеприпасами и ранеными фрицами. Все работоспособное население выгоняли на постоянные работы. Жизнь началась при полном страхе, страхе за себя, за детей. Прервалась связь со всем миром. В окрестных лесах действовали партизанские отряды, регулярно пускавшие под откос немецкие поезда и дающие цель нашим самолетам.

РОКОВОЙ 1943...

В мае 1943 года, когда советские войска отодвинули немцев подальше от Москвы,немцы начали угонять местное население в концлагеря. Давали 10 минут на сборы и гнали на край села, а дома тут же поджигали. Оказались в их числе и Родины (мать и шестеро детей).Людей (и стар, и мал) гнали этапом до г. Бобруйска, колонны охраняли солдаты с овчарками. Некоторые пытались бежать,но часовые расстреливали их.

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ

В Белоруссии всех погрузили в товарные вагоны и везли без остановок, без воды, еды, свежего воздуха вплоть до Польши. Там располагался концентрационный лагерь. Загнали в бараки, дощатые,с трехэтажными нарами, с наглухо закрытыми дверями. Лагерь был окружен электрической проволокой, по которой пускали ток, на вышках – часовые. Передвигаться по лагерю было запрещено под страхом смерти. Работоспособные были определены на находящийся поблизости металлургический комбинат, где выполняли тяжелейшую работу с утра до ночи, дети мыли туалеты, умывальники. Их никуда из бараков не выпускали, периодически забирали у них кровь. Дети слабели на глазах. Взрослым тоже было невыносимо, многие не выдерживали таких издевательств и бросались на электрическую колючку. Люди слабели от тяжелой работы и скудной еды. А едой-то (если её можно назвать едой) был суп из брюквы, хлеб (если это был хлеб) – лепешка из липовой крошки, чуть обсыпанная мукой.Каждое утро немцы проверяли бараки и тех, кто не мог подняться, отправляли в душегубки, находящиеся в соседнем лагере «Бухенвальд», предварительно раздевая донага, а лохмотья отдавали полуголым пленным. Каждый день Александра Ивановна и ее младшие братья и сестры ходили на грани жизни и смерти. Немцы продавали своих «рабов» и на сельхозработы. Для этих целей выбирали тех, у кого в лагере оставались родственники, так, как у А.И. Родиной, чтобы не пытались бежать. В этом случае расстреливали всю семью.

«Познакомилась» Александра Ивановна и с карцером – бетонной камерой. Однажды её с одной девушкой заставили мыть проходную будку, и Александре Ивановне удалось украсть со стола три пропуска. Как оказалось, они были строго сосчитаны, и немцы учинили девушкам допрос. Но ни одна из них не созналась. А пытки были жестокими. Шуру посадили в бетонную камеру, где была вода выше колен и можно было только стоять а если она вставала или садилась на табурет, сверху лилась ледяная вода. Сколько она там просидела, точно не помнит, только выволакивали ее оттуда без памяти. А эти пропуска сослужили хорошую службу нужным людям.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Наши войска пришли в начале 1945 года. Лагерь был заминирован, но немцы убегали в такой спешке, что не успели его подорвать. Пленных, угнанных собрали в Кракове,где все, в том числе и Александра Ивановна Родина с семьей, прошли проверку НКВД. И только после этого их отправили на родину.

ВЫЖИЛИ В АДУ

Александра Ивановна Родина до самых последних дней своей жизни задавалась вопросом, как они в таком аду остались живы, и сама себе отвечала: «Господь хранил». А ведь и правда очень удивительно: немцы отнимали у пленных весь скарб, даже волосы обрезали, а икону Спасителя, с которой ушли из дома Родины, не тронули. Они так с ней и домой вернулись.

ДОЛГОЖДАННАЯ ПОБЕДА

А затем была долгожданная Победа.Только бы радоваться. Но... Отца, воевавшего в особом отряде Сабурова, объявляют врагом народа, вредителем и ссылают в Воркуту, где он и умирает. В последнем письме отец писал: «За мной вины нет». Очень горевала А.И. Родина и, чтобы заглушить эту боль, работала, работала и работала. До 1948 года – восстанавливала шахты в Донбассе, потом завербовалась в Грузию на строительство подстанции высоковольтных линий. Там и вышла замуж за Андрея Мальянца, родился сын Рустам. Вроде бы, наступает долгожданная оттепель на душе. Всей семьей переезжают Мальянц в Вешкайму строить подстанцию Куйбышевской ГЭС.

НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На душе светло и тепло, ее никогда не пугали трудности, и то, что надо опять начинать все с нуля, жить в вагончиках, возить воду в цистернах. Она освоила новую профессию геодезиста. Добилась успехов… Ее решают представить к награде, но сверху следует отказ: «Дочь врага народа? Нельзя». Это клеймо прицепилось к ней надолго. Не выдержал муж,бросил ее с сыном. Надеяться оставалось только на себя. Но она верила, что все это должно закончиться, верила так, как верила в лагерных застенках, что их освободят.И она стала безустанно посылать запросы во все инстанции. И дождалась:в 1966 году за недоказанностью предъявленного обвинения был реабилитирован отец. Честное имя его было, в конце концов, восстановлено. Но судьба продолжала испытывать женщину на крепость: в 1978 году трагически погиб 26-летний сын. И Александра Ивановна осталась совсем одна. Когда становилось совсем невыносимо, ей вспоминался почему-то концлагерь. «Сложна жизнь, но это жизнь на свободе, где не надо ежедневно испытывать унизительное чувство страха к своей беззащитности», — говорила она. Не было ненависти у Александры Ивановны Родиной к тем людям, кто на протяжении долгих лет, в полном смысле слова, травил и издевался над ней. «Бог им судья, — говорила женщина. — А я даже врагу не пожелаю того, что пришлось испытать мне». Во всём мире 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Этот день выбран неслучайно — 11 апреля 1945 года произошло интернациональное восстание узников концлагеря Бухенвальд. Память о тех страшных днях и событиях останется в человеческой истории навечно, и главное, убедиться, чтобы подобное больше никогда не повторилось.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

45