Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

03.03.2020 15:15 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Наш мордовский батя

Наш земляк, уроженец села Мордовский Белый Ключ Федор Ефимович Шевердин, прошел славный путь от солдата до гвардии генерал-лейтенанта, командира гвардейского стрелкового корпуса

Родился он в декабре 1895 года в семье крестьянина-бедняка, не имевшего своего надела земли. Ему удалось закончить церковно-приходскую школу, но пришлось податься в батраки, а в зимнее время заниматься побочными заработками в Симбирске и Самаре. В 1916 году Шевердин был призван в царскую армию. Солдат 258 запасного пехотного полка закончил учебную команду, был произведен в ефрейторы, а потом в чине младшего унтер-офицера 75 Севастопольского полка в команде пеших разведчиков был в действующей армии на Юго-Западном фронте.

Свержение царизма, февральскую и октябрьскую революции Ф.Е. Шевердин встретил в солдатской массе – с ликованием. Он участвовал в братании с немецкими солдатами и в выступлениях против правительства Керенского. Как член солдатского комитета выступал с требованием скорейшего окончания братоубийственной империалистической войны и роспуска солдат по домам.

Вернувшись в апреле 1918 года с фронта, Шевердин пробыл дома недолго. Уже в январе 1919 года он добровольно ушел в Красную армию, а в 1920 году вступил в партию большевиков. Весной 1939 года полковник Шевердин был назначен командиром 74 Таманской стрелковой дивизии. В начале июня 1941 года дивизия находилась в г. Бельцы Молдавской ССР, где ее и настигло вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Дивизия с ходу вошла в соприкосновение с противником в день начала Великой Отечественной войны, когда ее полки еще находились на марше. Таманцы (русские, украинцы, молдаване, таджики и узбеки) дрались самозабвенно.

Шевердин, участник войн, почти четверть века прослуживший в армии, был человеком, умудренным большим житейским опытом. Он прошел гражданскую войну командиром взвода и роты, участвуя в боях против белой армии с войсками адмирала Колчака и атамана Дутова – в Сибири, барона Унгерна на Дальнем Востоке, с японцами на КВЖД, с гайдамаками на Украине.

В мирное время Шевердин был начальником полковой школы, командовал батальоном и стрелковым полком. Шевердин был не красноречив, имел неброскую внешность. В свободной гимнастерке, широких галифе, в большого размера сапогах на низком каблуке и раздавшихся вширь ступнях, он не производил впечатления большого военачальника.

Шевердин был настойчив в своих решениях, без видимой подавляюще шумной строгости. Он умел требовать и проявлять командирскую волю в сочетании с величайшей добротой к людям. Заслуживал ли человек похвалы или порицания, разговор он начинал со слов: «Ну, батенька мой...» Однако вовсе не поэтому все в дивизии – от солдата до его заместителя – называли его «наш батя». Его просто по-настоящему любили.

Все годы Шевердин учился. Он окончил Сибирско-Семипалатинские курсы командиров, Высшую военную школу имени С.С. Каменева в Киеве, Высшие командные курсы «Выстрел» (1931 г.), заочно военную академию имени Фрунзе (1938 г.).

Какими же надо было обладать способностями, чтобы, имея в основе только сельскую начальную школу, окончить несколько военно-учебных заведений, в том числе две академии – в Отечественную войну Федор Ефимович окончил военную академию Генштаба имени Ворошилова. Все уставы, многочисленные руководящие приказы, наставления и инструкции он знал назубок. Вызывало удивление, как это все удерживалось у него в памяти.

Учился Ф.Е. Шевердин не ради дипломов и свидетельств об окончании. Он с рвением обогащал свои природные способности и боевую практику глубокими знаниями военного искусства, становясь военачальником на уровне современности. Под его командованием 74 дивизия достигала высокой выучки и набирала силу передового боевого соединения. Рос и креп авторитет ее командира.

Шевердину повезло в том, что дивизия располагала превосходными офицерскими кадрами. Его заместители, начальники служб, командиры частей и офицеры штабов каждый на своем поприще вносил свой вклад в дело повышения боеспособности дивизии. Но слаженная работа этого ансамбля находилась в руках того, кто стоял у пульта управления. Решал командир соединения.

Дарования Шевердина, как военачальника, с наибольшей полнотой раскрылись во время Великой Отечественной войны. Дивизия, а потом и корпус, под его командованием воевала отлично. Главной чертой Федора Ефимовича было то, что в самой критической обстановке он не терял присутствия духа и не поддавался панике. Его можно было видеть озабоченным, но без тени растерянности. Получив боевую задачу, Шевердин рассматривал карту боевого участка, анализируя положение, возможности и вероятные шаги противника – он решал за него. Потом поворачивал карту обратной стороной и решал за себя – думал о шагах и контрмерах, чтобы нанести противнику поражение.

Шевердина отличали предельная собранность и пунктуальность. В походно-фронтовых условиях уже в 5 часов утра он был на ногах. Дивизия вела бои за Донбасс. Упорная, продолжительная битва шла в Дебальцево. В декабре 1941 года Федору Ефимовичу присвоили звание генерала. Вскоре его направили учиться в Академию Генштаба. После ее окончания он вернулся на фронт и поочередно командовал 14 стрелковым, 27 и 74 гвардейскими стрелковыми корпусами, освобождая города и села Советской Украины. Вместе с ним воевали его жена Любовь Алексеевна и их единственный сын Леонид.

Шевердин стал генерал-лейтенантом. Двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени и полководческим орденом Кутузова II степени были отмечены его заслуги. Орденом Красной Звезды была награждена и его жена, Любовь Алексеевна Шевердина. Начав войну командиром 74 Таманской стрелковой дивизии, Федор Ефимович закончил ее на должности командира 74 гвардейского стрелкового корпуса Первой гвардейской армии Юго-Западного фронта. Под городом Стрый на Львовщине Шевердин получил тяжелое ранение и был контужен. Днем раньше контузило и его сына.

Состояние генерала долго оставалось тяжелым и почти безнадежным. В Центральном военном госпитале лечение Шевердина длилось на протяжении двух лет. Он перенёс несколько тяжелых операций, пробыв в общей сложности около 20 часов под наркозом. Но его могучий организм все выдержал. Чудом Шевердин при ранении остался в живых, чудом излечился. Но в строй вернуться он уже не смог. А таманцы не забывали своего командира. Теперь он как бы принадлежал истории – от него ждали боевых воспоминаний, справок о местах захоронения погибших и т.д. С ним вели обширную переписку. Тяжело больной Шевердин, прибегая к помощи жены, ни одного письма, ни одной телеграммы и открытки не оставил без ответа. Он без устали посылал воспоминания, фотографии и реликвии.

Умер Федор Ефимович Шевердин на 75 году жизни, в октябре 1970 года.

Прах его покоится на Планерно-Химкинском кладбище. На его могиле сооружен памятник. Ф.Е. Шевердин не забыт. Он живет в памяти и в сердцах

его близких, его друзей и боевых соратников, всех, знавших этого замечательного человека. О нем помнят его земляки в селе Мордовский Белый Ключ Вешкаймского района.

(Из книги «Родства связующая нить», Вешкайма-Ульяновск. 2009 г)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

92