Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

11.02.2020 13:38 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Воскресший из мертвых

Автор: Александр ПУШКАРЕВ. (23 апреля 2005 года №49-50) Фото из архива редакции

Люблю слушать рассказы ветеранов о войне. Живой язык воспоминаний людей, прошедших ад сражений, не идёт ни в какое сравнение с книгами и фильмами. Присутствуя однажды случайно при беседе своих местных фронтовиков, а говорили они о случаях везения на войне, услышал и ссылку на фамилию земляка – Павлыча – как они его называли, которому удалось воскреснуть из мёртвых.Узнал и фамилию – Глуглин.

В только что появившейся Книге Памяти «Солдаты Победы» за скупыми строками о командире танкового взвода Александре Павловиче Глуглине, его наградах, месте рождения и послевоенной жизни больше ничего разузнать не удалось. Помогли архивы библиотеки и редакции, воспоминания знавших его людей. Вот какая удивительная история приключилась с нашим земляком.

…В дом пришла страшная весть: погиб сын. …Какой чашей измерить материнское горе! Слова утешения подруг по работе, соседок не доходили до сердца Агафьи Степановны Глуглиной. Горько оплакивала смерть мужа молодая жена Катя. Перед глазами обеих стояли скупые строки извещения:

«…младший лейтенант Глуглин Александр Павлович, уроженец Куйбышевской области, Барышского района, д. Жадовка, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, приняв геройство и мужество, был убит 13 января 1945 года, похоронен на вос. окр. д. Новая Весь (Польша)…»

А в это время в одном из фронтовых госпиталей подо Львовом произошла случайная встреча двух боевых товарищей.

- Сашка, ты ли это? Живой! – разглядывая забинтованного с ног до головы, лежащего на носилках бойца, радостно вскрикнул другой, тоже израненный, солдат. – А мы ведь тебя схоронили у Новой Веси. Глазам своим не верю. Слушай, как же это произошло?..

А происходило вот как. Танковой роте поставили задачу:прорвать линию обороны противника, выйти на соединение с соседней частью, не дать возможности немцам ни отойти,ни получить подкрепление, перерезать дорогу, по которой пойдёт на соединение со своими другая часть. 12 января 1945 года взвод младшего лейтенанта Глуглина в составе трёх танков Т-34 с 85-миллиметровыми пушками и другой такой же взвод по соседству сделали стремительный бросок на высоту, за которой укрылась вражеская артиллерийская батарея. Танк Глуглина одну за другой смял две пушки, разбил самоходное орудие и вышел на шоссе, где прямой наводкой расстрелял штабную машину немцев и обратил в бегство пехотинцев. После короткого, но ожесточённого боя от того и другого взвода уцелело только три танка. Они замаскировались в кустарнике близ дороги. К этому времени совсем стемнело.

- Командир, смотри: впереди немецкая самоходка! – крикнул Глуглину механик-водитель Иван Елизаров.

- Дай-ка я по ней сейчас врежу, — сказал командир орудия Иван Курочкин. Не успел заряжающий Иван Мальков дослать в казенник орудия третий снаряд, как Курочкин радостно воскликнул: - Горит сволочь!..

В этот момент танк вздрогнул от удара, его охватило пламенем. Как оказалось, в темноте скрывалось ещё несколько вражеских «пантер». Глуглин с трудом вытащил из люка смертельно раненного командира орудия, крикнул ребятам, укрывшимся по другую сторону танка: — Отходите немедленно, я вас прикрою!.. Выскочившего откуда-то немца он прикончил ножом и стал сбивать с себя пламя…

Когда затих бой, товарищи обнаружили возле танка два трупа: одного узнали сразу – это был Иван Курочкин, второй, когда взорвались баки с горючим, обгорел до того, что лишь валявшийся неподалёку медальон засвидетельствовал убитым Глуглина. А тот тем временем, сорвав с себя часть обгоревшей одежды, полураздетый, в мороз,превозмогая неимоверную боль, шёл по дороге в поисках своих. Только через сутки танкист, получивший ожоги второй и третьей степени, попал в медсанбат, и медикам пришлось приложить немало усилий, чтобы вырвать его из лап смерти…

…28 апреля 1947 года в селе Жадовка загорелось здание школы. Из прибежавших на пожар людей никто не решался пустить в ход ручные насосы, инвентарь.

- А ну-ка набросьте мне багор на руки! – крикнул, выскочив из толпы, мужчина с перебинтованными ладонями. – Мне огня бояться нечего, я к нему привычный…

Это был Александр Павлович Глуглин. По его примеру люди бросились на борьбу с бедствием…

Вскоре после этого случая бывшего танкиста, которого не смогло сжечь пламя войны и пожара, назначили начальником пожарной части в р.п. Вешкайма. Не один десяток лет А.П. Глуглин находился на этом посту. К орденам и медалям на фронте добавились трудовые награды: медаль «За отвагу на пожаре», знаки почёта. Не зря говорят: из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд. К сожалению, пережитое на войне не могло не сказаться на здоровье ветерана. Смерть вырвала его из рядов земляков-фронтовиков давно.Но память о нём хранят дети и внуки Александра Павловича, жители райцентра.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

53