Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

18.11.2020 09:27 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ВЗРОСЛЕВШИЕ ПОД ВЗРЫВАМИ

Автор: Ирина НЕСТЕРОВА. с. Стемасс, 2015 год

Дети войны. Вместо детских песенок они слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла выстоять в смертельной схватке с врагом.

«В моей памяти сохранилось многое, связанное с войной, так как она прошла через родные края, через судьбу семьи и мою личную. На нашу долю — поколение 10-14-летних девчонок и мальчишек — выпало трудное испытание. Наше поколение, поколение взрослеющих подростков, перенесли многое, включая бомбежки, потерю родных и близких, голод, изнуряющий не по возрасту труд, многое другое...»,- рассказывала Евгения Дмитриевна Клокова.

Евгения Дмитриевна родилась 1 января 1930 года в деревне Плоское Калининской области. В начале 30-х годов семья переехала в Ленинград, но часто приезжала в деревню, потому что там жили родственники.

Война застала их в Тверской области, куда они приехали с мамой.

В школе у них была организована бригада «Огонек». Дети работали на поле, косили сено, складывая его в скирды, сеяли и вязали лен, рыли картошку, собирали ягоды и грибы. Особенно тяжело было лопатами копать картошку. Однажды девочка чуть не погибла, собирая ягоды в лесу. Их село находилось недалеко от фронтовой полосы, каких-то сорок-тридцать километров. Женя с подругой собирали ягоды, как вдруг подруга увидела немцев, они бросились бежать. Но один из фрицев успел схватить ее за косу (коса у нее была длинная и толстая). «Не знаю, что было бы, если бы пастух не хлопнул в это время кнутом»,- вспоминала Евгения Дмитриевна. Немцы испугались, что их расшифруют, удалились вглубь леса.

В деревне был госпиталь. Евгения Дмитриевна с одноклассниками устраивали там концерты, помогали ухаживать за ранеными, писали за них письма родным.

Но как бы трудно ни было, дети продолжали учиться. Семь классов Евгения Дмитриевна закончила в деревне Плоское, а в восьмой класс пошла в районный центр, который находился в шести километрах от деревни. Мама работала на железной дороге, получала зарплату, пусть маленькую, но получала. Понимая, что дочь очень стремится к знаниям, настояла на дальнейшем продолжении учебы девочки. Из детей всех шести деревень только Евгения училась в средней школе. Много пришлось вынести ей. Жила в интернате. Все можно было перенести: и плохую одежду, и холод, и тяжелый труд. Голод перебороть было трудно. Есть хотелось постоянно, даже во сне. «Никогда не забуду лепешки, в которых больше было травы, чем муки. Есть их можно было только горячие. А если много съешь, то потом живот начинает болеть»,- рассказывала Евгения Дмитриевна. Школу она всегда посещала с интересом. Особенно любила ходить на уроки математики и физики. В школе было и холодно, и темно. Темно, потому что рядом взорвалась бомба еще в 1941 году, стекла выбило и вместо них в рамы вставили фанеру, оставив на верху окон маленькие щели, чтобы чуть проникал свет. Писали самодельными чернилами, сделанными из сажи. Не было тетрадей, писали на газетах. Но были и счастливые минуты, которые никогда не забудешь. «Мы сидели на занятиях,- тихо говорит Евгения Дмитриевна,- когда немецкий самолет начал бомбить колонну советских машин на дороге, что проходила недалеко от школы. Мы все побежали прятаться в погреб, но не успели, вдруг взрыв, и в нас полетела… колбаса. Да-да, самая настоящая колбаса. Конечно, мы забыли, что бежали в убежище, забыли о страхе, бросились набирать колбасу. Потом было очень стыдно, но в тот момент удержаться мы не могли. Этот «колбасный дождь» иногда даже сейчас вижу во сне».

После окончания школы в 1949 году по призыву сердца и души решила Евгения Дмитриевна посвятить свою жизнь педагогической деятельности и поступила в педагогический институт, который успешно закончила в 1951году, получив квалификацию преподавателя физики и математики. После института по направлению попала в Читинскую область, а затем десять лет проработала в Калининской области.

В 1962 году судьба забросила её в Ульяновскую область. Сначала работала в Русско-Беденьговской восьмилетней школе, затем учителем математики в Крестово-Городищенской школе. Оттуда перевелась в Ермоловскую школу Вешкаймского района, где и повстречала своего мужа Клокова Леонида Яковлевича.

С 27 августа 1966 года по 1993 год работала учителем математики в Стемасской школе. Бывшие её ученики с теплотой отзываются о ней.

Пройдут столетия, но вечно останется в сердцах народа память о тех, кто сохранил мир на планете, покой и тишину на земле, счастье и свободу для людей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

136