Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

27.10.2020 09:15 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

А БЫЛ ОН ЛИШЬ СОЛДАТ

Александр Захарович Дырнов родился 18 августа 1925 года в селе Архангельское — Куроедово в крестьянской семье.

Он был вторым ребенком в семье, старший брат Николай, 1923 года рождения. Потом родились еще трое братьев и две сестры: Владимир, Василий, Нина, Мария, Виктор. Семья, даже по крестьянским меркам, считалась большой. Александр закончил только 4 класса начальной школы – пришлось много работать: и хлеб молотить, и валенки валять, и лапти плести, и заниматься плотницким делом, ухаживать за пчелами, за скотом. В конце тридцатых годов Александр Захарович вместе с отцом работал в колхозе в своем родном селе, потом — на стройке в Куйбышеве. Семнадцатилетним безусым пареньком 15 декабря 1942 года Дырнов был призван в армию, попал в 4 окружную снайперскую школу курсантов, которая располагалась вблизи Инзы. 23 февраля 1943 года принял военную присягу. По окончании школы, получив воинскую специальность снайпера, в составе маршевого подразделения был направлен в запасной полк Степного фронта. У города Чугуева состав с новобранцами угодил под массированную бомбежку фашистских стервятников. Боевое крещение ефрейтор 9 роты 3 батальона 431 стрелкового полка 52 дивизии 57 армии Александр Дырнов принял осенним дождливым днем под Харьковом. « Страшно было, — вспоминал Александр Захарович тот далекий военный день, — казалось, все бомбы летят на меня. Но со временем привык к разрывам бомб, мин и снарядов, свисту пуль над головой».

Вот несколько случаев из его фронтовой биографии. Однажды вышел на снайперскую «охоту» на передний край обороны, который проходил по краю глубокого оврага. Там, где расположился ефрейтор, проходила нейтральная полоса, которая разделяла наш край обороны от немцев. Выбранная позиция Александра Дырнова была прямо напротив вражеского дзота на другой стороне, откуда неприятель вел наблюдение за нашими войсками. На вторые сутки засады увидел, что по вражеской траншее к дзоту движутся немецкие офицеры. Снайпер быстро произвел несколько выстрелов. После этого стал отползать назад на запасную позицию, а немецкая артиллерия открыла шквальный огонь по нашим войскам, который продолжался несколько часов. Солдаты в роте шутили: «Ну, Сашка, наверное, целого генерала ты на этой охоте подстрелил, видишь, как взбаламутились». Ну, а кто действительно попался на мушку, молодой боец так и не узнал. К выстрелам, грохоту взрывов Александр привык, а вот к гибели товарищей привыкнуть было нельзя. Душа сопротивлялась, а сердце леденело от горя.

Даже в мирной жизни ему часто снился кровопролитный бой у деревушки Байраки 16 ноября 1943 года. На его глазах убило осколками снаряда земляка из Старого Погорелова Николая Земчихина. Воевали с ним в одной роте, но в разных взводах. Перед атакой они договорились, если, кто из них погибнет, то оставшийся в живых сообщит на родину, напишет письмо домой. Увидев тогда распростертое на сырой земле окровавленное тело Николая, Саша заплакал. Поднял боевого товарищ, он был еще жив, и на себе потащил раненого с поля боя. Николай Земчихин так и умер на его плечах. Из того боя из всего батальона осталось живых и раненых только 40 человек.

В этом бою красноармеец 52 стрелковой Дырнов и сам был ранен, получил сквозное огнестрельное в область нижней челюсти. Три месяца Александр Дырнов пробыл в эвакогоспитале. После кратковременного лечения был признан годным к строевой службе и вернулся на фронт, в 4 гвардейскую армию 80 гвардейскую стрелковую дивизию под Корсунь — Шевченко. В самое пекло. Корсунь- Шевченковская операция вошла в историю Великой Отечественной войны как один из блестящих образцов советского военного искусства на окружение и уничтожение крупной группировки врага. В этой операции, представляющей наиболее сложную форму боевых действий, наше командование проявило высокие образцы организации взаимодействия стрелковых, танковых, инженерных войск и авиации.

Александр Захарович рассказывал, как из-за рано наступившей в тот год весенней распутицы, по пояс в грязи, атаковали и вели бои с врагом. Артиллерийские тягачи, танки, машины, конные упряжки вязли в непролазной украинской земле. Аэродромы наших ВВС раскисли, самолеты взлетать не могли, авиационного прикрытия с воздуха не было. Полевые кухни остались где- то за Днепром, питаться приходилось одними сухарями и водой. Боеприпасы к стрелковому вооружению несли на себе. Окопы по колено были залиты водой.

В январе 1944 года 80 гвардейская стрелковая дивизия в ходе участия в Корсунь — Шевченковской битве освобождала населенные пункты Черкасской области (Черкассы, Кривой Рог, Шпола). В 230-м гвардейском стрелковом полку, в 3-м батальоне Александр Дырнов воевал уже личным связным командира батальона Героя Советского Союза Николая Николаевича Зарянова, обеспечивая бесперебойную связь роты и батальона. Сию хлопотную должность «получил» Александр из-за своего отнюдь не богатырского роста (меньше приметен на передовой), а также за природную ловкость и смекалку, находчивость, примеченную командирами. Доставляя донесения, он два раза был вынужден переправляться через Днепр. 5 марта 1944 года в ходе Уманско — Ботошанской наступательной операции по освобождению Южной Украины, при наступлении западнее города Звенигородка, Дырнов был тяжело ранен при бомбежке в левую ногу. Лечился в военном госпитале. А родная дивизия в это время, 10 марта 1944 года, освободила город Умань, за это ей было присвоено почетное наименование — Уманская. За мужество и отвагу личного состава, за воинское мастерство, проявленные при освобождении юга Украины от фашистских захватчиков, 80 – я гвардейская Уманская стрелковая дивизия была награждена Орденом Суворова второй степени. Войну дивизия закончила в столице Австрии городе Вена. Но без Александра Дырнова. Еще 19 июня 1944 года врачебной военной комиссией эвакуационного госпиталя он был признан негодным к службе и уволен в запас по ранению. Таким был отважный снайпер, связной Александр Дырнов, мой свекор, мой папа.

Инвалидом вернулся он в родное село. Пришлось привыкать к мирной жизни и заново учиться ходить.

В мирное время ветеран всегда был в центре всех событий. Работал в районном Совете ветеранов, участвовал в сборе материала для издания «Книги Памяти», «Солдаты Победы». 3 ноября 1996 года Александра Захаровича не стало.

В честь 68 годовщины Великой Победы в Вешкаймской школе № 2 (сейчас лицей) была заложена Аллея ветеранов, на этой аллее есть и именное плодовое деревце Александра Захаровича Дырнова. Груша за прошедшее время окрепла, раскудрявилась, появились первые плоды. Она будет напоминать о мужестве семнадцатилетних подростков грядущим поколениям, выпускникам-погодкам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26