Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

16.10.2020 15:16 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ВОДИТЕЛЬ «КАТЮШИ»

…Железная громадина – бульдозер С-100, натужно тарахтя, напирает лопатой на кучи земли, подгружая её на середину улицы, поднимая на заданный уровень. В кабине бульдозера за рычагами управления в тенниске нараспашку рыжеволосый крепкого телосложения человек. Его веснушчатое округлое лицо покрыто бисеринками пота. Взгляд механизатора устремлен вперед, туда, где послушная лопата, приподнимаясь, пропускает под себя взрыхленную землю: бульдозер сползает с крутизны, отходит назад, и в новом рывке вперед опущенная вниз лопата забирает очередную порцию земли и грудит её вперед, наверх…

Управлял этим бульдозером Петр Григорьевич Лягушов, механизатор колхоза имени Репинского, фронтовик, сражавшийся с фашистами на знаменитой «Катюше». Для семнадцатилетнего Петра, четвертого сына Григория Анисимовича Лягушова, Великая Отечественная война началась, когда он вместе со сверстниками на колесном тракторе корчевал березовые пни на колхозной делянке Запольного участка. Самый старший брат его, Иван, в это время нёс службу на западной границе в танковых частях. Сергей, Александр, тоже старшие, работали, как и Петр, в колхозе.

Рано началась трудовая жизнь для любознательного мальчика Пети. В большой семье Лягушовых было семеро детей. Петя с младенческих лет тянулся к делу,сначала «путался в ногах» у старших, которые потом, заметив его неугомонность и — желание помогать им, стали поручать ему разную посильную работу. Окончив четыре класса, Петя Лягушов на лошади подвозил в поле воду, позже пахал, косил хлеба на лобогрейках. И уже после того, как прошел в Чуфарове курсы трактористов, стал механизатором. Призвали в действующую армию Петра в начале сорок второго вместе с сельскими сверстниками Василием Нечаевым, Василием Табаковым и другими. Около двух месяцев Лягушов находился в Москве, где обучался правилам обслуживания такой грозной техники, как реактивные установки РУ, любовно прозванные впоследствии «Катюшами». Петр стал водителем установки,располагавшейся на обыкновенной грузовой автомашине ЗИС-5 (несколько позже она монтировалась на более мощных машинах).

- Сразу же после курсов нас направили в части, оборонявшие Москву, -рассказывал Петр Григорьевич. — Наши войска упорно сопротивлялись натиску озверевших фашистов. В нашем минометном полку было шесть реактивных установок. Каждую РУ обслуживала батарея из семи заряжающих, кроме командира батареи и водителя. А всего насчитывалось 9-10 человек. Командиром нашей батареи был старший лейтенант Пашинцев, другой батареей, помню,командовал старший лейтенант Тоболкин, сибиряк.

«Катюша» заряжалась сразу шестнадцатью реактивными снарядами, которые могли выпускаться поодиночке и по нескольку штук одновременно. «Катюшу»обычно ставили где-нибудь в ложбине, балке, хорошо маскировали, обеспечивали быструю дислокацию её, так как за ней фашисты здорово охотились. Следует сказать, что наш полк, в том числе нашу «Катюшу», перемещали очень часто с одного участка боевых действий на другой. Так, из-под Москвы мы вскоре были направлены под Ленинград. В дальнейшем приходилось водить машину в расположение первого, второго и третьего Украинского фронтов, куда нас посылали на подкрепление.К слову, о результатах наших боевых действий мы узнавали от наших командиров батареи, которые получали информацию из штабов войск, где мы находились. Эти данные вселяли уверенность в победу, помогали переносить тяготы войны. А хлопот с «Катюшей» немало. Надо было постоянно прятать её, а для этого рыть траншею с входом и выходом из неё, маскировать кустарником или чем позволит окружающая местность. Под Тирасполем и Кишинёвом нас жестоко бомбил враг. Налетело много самолётов, казалось, некуда было деться от их бомб. Мы находились во рву, и тут нас с командиром батареи Пашинцевым во время разрыва бомбы завалило землёй. Так я получил контузию, но сумел вытащить боевого командира из завала и доставить его в медсанбат. Во время бомбёжки были выведены из строя три «Катюши». Но недолго. Враг откатывался назад на всех фронтах, и «Катюши» скоро вступили на территории соседних с нами государств… После контузии Петр Лягушов продолжал службу ремонтником, а потом – шофером в комендатуре города Софии в Болгарии, откуда и демобилизовался в 1947 году.

Из пятерых участников войны в их семье не вернулся домой старший брат Иван. Всю войну прошёл, воевал танкистом, много наград заслужил, да не довелось порадовать родных. Вскоре после объявления победы погиб Иван от нелепого случая. Отец – танкист, защищал Сталинград, вернулся в звании капитана, был награждён орденом Красной Звезды. Умер в возрасте 78 лет. Сергей служил в войну на Дальнем Востоке, Александр – в артиллерийских частях, управлял самоходной установкой, после долго шоферил. Начиная с 1948 года Петр Григорьевич Лягушов безвыездно работает в колхозе на разной технике. Управлял грузовыми машинами, полуторкой, ЗИС-5, ГАЗ-51, ЗИЛ-157, тракторами. Всю жизнь оставался за рулем автомобиля. Михаил Федоров. 1980 год.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10