Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

02.04.2019 16:58 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Чапанная война» и Симбирский край

Автор: Владимир ВОРОБЬЕВ,краевед

Продолжение. Начало в №13 от 27.03.2019.

КАРСУНСКИЙ УЕЗД

Восстание крестьян распространялось очень быстро по единой цепочке: Новодевичье – Поповская волость – Карсунский уезд – северные уезды. Его можно сравнить с каменной лавиной, стремительно катившейся с горы.

Кратко рассмотрим основные моменты «чапанной войны» в селениях Вешкаймского района, как части Карсунского уезда. 14 марта в Карсунский уисполком поступила срочная и секретная телеграмма за подписью председателя Симбирского губисполкома М.А. Гимова: «Ввиду разрастающегося кулацкого движения в Поповке, Карлинском, Сенгилеевского уезда, предлагается принять самые срочные энергичные меры по предупреждению подобного восстания в селениях Карсунского уезда, смежных с Сенгилеевским». Но предупредить восстание не удалось, хотя и были приняты некоторые меры. Дело в том, что в сёлах уезда особенно сказался произвол местных властей, что и привело к восстанию. Так, член губкома РКП(б) и губисполкома А.В. Швер писал, что почва для восстания здесь была создана «незаконными действиями при сборе чрезвычайного налога, при отчуждении излишков хлеба и реквизиции скота». Потрясающие примеры издевательства над крестьянами приводит исследователь С. Абраменков. Особенно свирепствовали уфинотделом Максимов и агенты Вдовин и Томбов, которые «позволяли себе самые кошмарные действия, а именно: избивали нагайками, шомполами, прикладами, выводили, ставили к стенке, стреляли с целью запугивания, раздевали донага, гоняли по снегу в холодное помещение, раздетыми выводили на улицу и обливали холодной водой…». Подобный сбор налога сравнивался с «поборами монгольских баскаков на Руси»,с «налётами уголовников».

СЕЛО СОПЛЁВКА (КРАСНЫЙ БОР)

Восстание вспыхнуло в селе Соплёвке (Красный Бор). Для выяснения обстановки и принятия мер по успокоению повстанцев Карсунский военно-революционный штаб 15 марта направил в это село вооружённый коммунистический отряд численностью 30 человек во главе с председателем уисполкома М.Я.Кудрявцевым, политкомиссаром С.Л. Репинским, членом губисполкома Б.Д. Белоусовым. Приехав на станцию Вешкайма, руководители отряда по телефону позвонили в Соплёвку и предложили крестьянам «сложить оружие, дабы выяснить причины восстания путём мирных переговоров». В этом селе многие верующие жители не хотели мириться с тем, что коммунисты своими декретами лишали их привычного православного порядка, и, когда в конце 1918 года местный учитель вынес из школы иконы, согласно декрету об отделении церкви от государства, на сельском сходе потребовали поставить иконы на прежнее место. Такое «вольнодумство» заставило карсунские власти провести расследование на месте и подвергнуть тюремному заключению некоторых жителей в селе, в том числе священника Павла Никулина и псаломщика в сане дьякона Виктора Тихова. Это и подтолкнуло жителей к восстанию. Местный совет запросил для переговоров С.Л. Репинского, который и выехал в село в сопровождении М.Я. Кудрявцева, председателя уездного ЧК Чеснокова, коммунистов М.Д. Кожевникова и И.В. Полякова. Переговоры в Соплёвке закончились трагически: Репинский, Чесноков и Кожевников повстанцами были убиты, а Кудрявцева и Полякова избили в соседнем селе Мухино и полураздетыми повезли на допрос в село Поповку (ныне Майнского района). «Двое последние найдены, – сообщалось в телеграмме из Карсуна в Симбирск. – Первых ищут. Трупы изуродованы, убивали топорами, вилами, переносили медленную агонию купания в воде, топтания ногами». Что касается отряда, оставшегося на станции Вешкайма, то он пробыл там до утра 17 марта и, не дождавшись подкрепления, а также «ввиду получения сведений о восстании других селений, эвакуировался в г. Карсун, дабы не потерпеть большого урона отряда».

В Карсуне бойцы узнали, что посланный штабом им в помощь другой отряд в 48 человек по пути к Вешкайме был повстанцами обезврежен, причём они захватили в качестве военных трофеев винтовки и пулемёт.

«Восстание в Соплёвской волости, — отмечалось в сообщении Карсунского отдела управления уездом в наркомат внутренних дел от 28 марта, — перешло в другие, сначала в смешанные селения, а затем распространилось по всему уезду». «В с. Вешкайма, — вспоминал бывший работник Карсунского уисполкома П.В. Редькин, — повстанцы разоружили группу продотрядников, но одному из продотрядников удалось бежать в Карсун, где он рассказал о кровавых событиях в сёлах Соплёвка, Каргино, Мухино и об опасности нападения на Карсун вешкаймских кулаков». Жертвами повстанцев здесь стали коммунисты И.А. Веселов и начальник продотряда П.И. Лакаев. «К расправе над арестованными коммунистами» призывал араповский священник.

Почти повсюду восстание начиналось и развивалось по одному сценарию: церковный штаб, сход крестьян, выступления – призывы приехавших из соседних сёл повстанцев с воззваниями, аресты и убийства коммунистов, выборы «военных комитетов», «советов», «штабов», посылка своих делегаций в соседние сёла, не охваченные восстанием, некоторые совместные действия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

421