Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

24.12.2019 12:53 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Напоминали раны о войне

Автор: Людмила САЛИНА. На фото И.М.Латышкин, 2005 год Фото автора

Нужно ли помнить о войне? Обязательно нужно! Нужно помнить о войне и смерти. Беспамятство человека порождает жажду абсолютной комфортности. Всем нам необходимо знать и помнить о событиях военных лет, иначе они могут повториться. 

Надо помнить так,как помнил Иван Михайлович Латышкин из села Мордовский Белый Ключ. Несмотря на свои уже немолодые годы ( во время нашей встречи в 2005 году ему шел 83-й год),память у него была прекрасная, он помнил каждый день той «огненной» жизни. Помнил, ибо забыть это невозможно, да и израненное вдоль и поперёк тело напоминало болью. Болят раны, болит душа.

Об этом ли мечтали они, мордовские мальчишки, бегая по улицам села, играя, учась в школе? Всё хорошее, казалось, впереди. Окончена школа, в 1940 году Иван Михайлович поступил в ФЗО в г. Кашпер-Рудник Куйбышевской области, получил аттестат крепельщика шахт,первый раз спустился в Сланцевый рудник, что под Сызранью. Спускался с гордостью, потому что от них, крепельщиков, зависит очень многое: подготовка места для работы шахтёров, их безопасность

1941…

И вот это всё хорошее в одночасье рушится,рушится в 1941 году с первым немецким самолётом, сбрасывающим на Сызранский мост, на Донбасс бомбы. Гибнут все четыре лавы, заживо погребая под землёй шахтёров.Иван Латышкин со своим другом Сашей Ли-вановым отправляются в военкомат, лучше на фронт, там хоть бой на виду, а здесь (на шахте) полнейшая неизвестность. Страшно было молодым девятнадцатилетним паренькам, но на фронт их не брали. «Идите и работайте в шахте, — сказали им в военкомате, — без шахтёров нельзя». Всеми правдами и неправдами всё же упросили друзья отправить их на фронт. Это был октябрь 1941 года. Иван Михайлович Латышкин, пройдя обучение в Саратовской области, был направлен в 3-ю гвардейскую воздушную бригаду. Что такое маневры, знает каждый.

Вот эту бригаду и бросали на разные участки,там, где труднее, где другие войска не пройдут. Прыгали с парашютами со всех видов воздушных сил, шли пешком, ехали на бронемашинах.Научились владеть всеми видами оружия, чувствовать врага. Первую огненную атаку немца с воздуха испытал Иван Михайлович ещё на барже, на которой по Каспию они переправлялись к месту службы. Но тогда самолёты противника не достигли цели, и бригада прибыла в г. Махачкалу.

Поступил приказ: эвакуировать местное чеченское население на лесоразработки. Трудно было молодым солдатикам, не знающим местных законов и порядка, исполнять тот приказ. Много полегло ребят от острых чеченских кинжалов.

Северная Осетия

Затем была Северная Осетия: с. Исчерск,станция Наурск-Алпатово. Здесь было особенно тяжело. На батальон двинулись 110 фашистских танков. Командование приказало: немцев в плен не брать. Помогли в этот раз благородные «Катюши».

Пути батальона

Бил Иван Михайлович Латышкин немцев и в Моздоке, освобождал Беслан, Ардон, Каргадон,Владикавказ, Кизляр, п. Прохладный, Железноводск, Минеральные Воды. Большие пути прошёл их батальон.

А дальше – Кубань

Страшные бои шли в этом прекрасном уголке. Здесь Иван Михайлович впервые за годы войны освобождал концлагерь: 12 тысяч измученных советских военнопленных. Здесь, на Кубани, присоединились к их бригаде ещё две: танковая и 7 гвардейская стрелковая. Шёл 1943 год.

Впереди – Тамань

Кто читал М.Ю. Лермонтова, помнит, что Тамань – это топь, вода, грязь. Техника не могла идти по этой местности, бойцы были почти по щиколотку в воде, женщины за 70 м подносили на себе патроны. Но выбора не было, и советские солдаты, проявляя невероятное мужество и героизм, освобождали населённые пункты от фашистов. Г. Абинск, г. Новороссийск, г. Крымск…

Крым

Крымск был последним городом, в который Иван Михайлович Латышкин вошёл победителем. Почему последний? Да потому, что в этот день 16 марта 1943 года он был ранен осколками разорвавшегося снаряда. Он был словно изрешечен, очнулся уже только в полевом госпитале в г. Краснодаре. И здесь в госпитале немец не оставил их в покое. В результате налёта вражеских самолётов на госпиталь многие раненые, что смогли выбежать во двор, погибли. А двенадцать «тяжёлых» с медсестрой, что остались в здании, уцелели. Был среди них и Латышкин. Затем был госпиталь в г. Баку. И везде удивлялись, как же с такими сложными ранениями человек ещё жив?

Основной осколок застрял в груди Ивана Михайловича Латышкина, и его долгое время не трогали, опасаясь за жизнь. Этот осколок и завершил военное «путешествие» бойца Латышкина. Он перешёл к обычной жизни, но с военной формой и специальностью не расстался: в 1944 – 1946 годах он работает в школе села Мордовский Белый Ключ, преподаёт ребятишкам военное дело.

Семья

Несмотря на многочисленные раны, молодость брала своё. Встретил здесь же в родном селе любимую девушку, учительницу Екатерину, которая в скором времени стала его женой.Вырастили прекрасных детей, сын Женя – инженер, дочь Вера — предприниматель, сын Миша - нефтяник, трудился на нефтеразработках и сын Владимир. Внуки, правнуки

Счастлив, что жив 

«Тяжело воевали, — вспоминал И.М. Латышкин. – Да и кому было тогда легко. И на фронте,и в тылу. И всё-таки я счастливый, с такими ранениями остаться в живых довелось не каждому. Вот и два брата моих не вернулись с фронта. Жизнь-то она, несмотря ни на что, прекрасная штука. Только жить надо по совести, и всё будет отлично». Был удалён из груди ветерана Латышкина тот осколок вместе с грудной костью. А напоминал о себе до конца дней ветерана. Будто острой бо-лью давал понять, что забывать о войне живым нельзя. Надо помнить о войне, чтобы знать, какой это ужас и страх. Нужно знать о ней всё,чтобы её больше никогда не было.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25