Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

10.12.2019 12:50 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Воспоминания до сих пор леденят душу...

Автор: Из воспоминаний Михаила Петровича САУХА,жителя р.п. Вешкайма.

Самое первое, что приходит в голову при слове «война» – это воспоминания о страхе перед неумолимой жестокой стихией, смерти, стонах, страданиях, слезах. Мне в то время, когда началась война, было 7 лет. Поэтому ужасы того периода, пережитые мной, сохранились в моей памяти очень хорошо, а дикие эпизоды разбоя немцев до сих пор леденят душу…

Как сейчас слышу гул самолетов, вой снарядов, грохот взрывов, лязг и скрежет гусениц танков, лай и вой собак, вижу горящие дома,слезы детей, женщин, стариков…

Услышав страшное известие о войне, озабоченные, растерянные люди собирались группами, делились новостями, плакали, успокаивали друг друга, поддерживали как могли,но в общем не знали, что делать, что предпринять в такой ситуации, неразберихе, сутолоке. К таким группам подходили сосредоточенные, собранные люди, наверное, агитаторы, из райкомов, объясняли обстановку, успокаивали, говорили, что теперь предпринять. Очень многих забрали на фронт, почти в каждой семье ежедневно – слёзы бабушек,матерей, жен, детей, оставшихся без мужчин.

Первые дни войны – это паника, страх, слёзы, нервные срывы, ужас перед неизвестным,страшным. Но ко всему привыкает человек. Постепенно все приходило в норму, в селе сезонные постоянные дела требовали заботы. Уже тогда,в первые дни начала войны, собирали и отправляли на фронт продовольствие, технику, лошадей. Через какое-то время в нашем селе мы стали слышать звуки канонады, значит, к нам приближалась война. Поэтому я помню, как люди в стремлении сохранить скот собирали его в стадо и угоняли прятать, грузили зерно и повозками отправляли в лес. Жил я в то время в Житомирской области в Емельчинском районе, который граничил с Белоруссией. Через 7 километров от нашего села начиналось Лесное Полесье. Туда сгоняли скот и свозили продовольствие, чтобы хоть что-то сохранить от немцев. В народе ходили слухи об организациях партизанских отрядов в лесах, что командует ими С.И. Ковпак. Ушёл в партизанский отряд и мой отец Петр Максимович. Немцы очень боялись партизан, так как действовали смельчаки в основном в темное, ночное время,незаметно, там, где их ожидали меньше всего. Стремительно врывались они на тачанках с пулеметами в занятые врагом села, наводя на них страх, панику. Видел я и немцев, которые, заходя в дома,забирали все молоко, кур, яйца, мясо, всё, чем могли поживиться. Вели себя по-хозяйски,делали что хотели. Угоняли в Германию молодых людей, девушек, им нужна была дешевая рабочая сила. Но люди в то время научились не бояться врагов, как могли поддерживали друг друга, помогали, жили, как одна семья. Ежедневно знали, что случалось в каждом доме. Все было общее: и слёзы, и радость, и досада, и гнев, и восторг, когда село наконец-то освободили от немцев.

Из лесов постепенно шло подкрепление,возвращались люди, скотина, повозки с продуктами, зерном. Постепенно вера в Победу вытесняла страх, все невзгоды. И хотя ещё было тяжело: голод, истощенные люди болели от голода, разных болезней, не было никаких лекарств, печальные вести, похоронки – всё это надо было пережить, но силы врага уже были подточены, и мы жили как в одном порыве – все равно победим! Надо было как-то налаживать хозяйство,пахать землю, сеять, ходить за скотом. Лошадей было мало, спрягались соседи, у кого была корова, впрягали в соху и её, так пахали землю. Мне тогда было лет 8-9, уже считался работником, был поводырем, водил коровок по борозде. Обуви не было, ходил босиком,одежда – рвань, с чужого плеча. До слёз было жалко корову. В обед мать, она же «рулевой», доит корову, а сама уливается горьким слезами, глядя, как у бедной нашей кормилицы падает с боков, изо рта пена. Надоив немного молока, мать разбавляла его пополам водой и давала нам, детям. Тем и живы были…

Закончилась война, с радостью и болью встречали фронтовиков. Но радость такая была не у многих, не все вернулись с войны… Пришёл мой отец, жизнь налаживалась.В селе слышались наконец-то мужские голоса, веселый смех ребятишек, чувствовался запах табака, махорки. У нас в колхозе был один трактор ХТЗ – с большими железными ко-лесами и железными шинами, был ещё один прицепной комбайн «Сталинец». Их исполь-зовали на больших площадях, а на маленьких все делали вручную: и сеяли, и убирали,жали серпами.

Да, трудно, нелегко, но люди были дружны,помогали, выручали друг друга и, представьте себе, работали всегда с песней, с шутками. В селе была у нас школа-семилетка, детей было много, учились в две смены. Голодные, раздетые, разутые, не было ни учебников, ни тетрадей. Учились писать на старых книжках, между строк. Но жажда знаний была велика.

…Как-то, уже через годы, пошли мы с отцом в лес за грибами и наткнулись на то место, где формировался партизанский отряд. Заросшие травой ямы, траншеи, на деревьях врос-шие железные скобы. Некоторые деревья стояли черные, усохшие. Это место и после войны называлось «пятэрикы», здесь организовалось 5 партизанских отрядов. Воспоминания о тех боевых днях, о друзьях вызывали у отца слёзы на глазах…Давно это было, вот уже и 75-летие Победы будем отмечать в следующем году. Многое вспоминается накануне Победы. И не дай Бог,чтобы вновь повторилось всё это.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14