Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

16.01.2019 08:20 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

"Откуда есть пошла" земля вешкаймская?

27 января 2020 года вешкаймцы отметят 85-летний юбилей со времени образования своего родного района. История Вешкаймского района очень интересна, неповторима, поучительна, а порою даже непредсказуема. Мы открываем новую рубрику к юбилею района. Предлагаем читателям первый материал,присланный нам земляком, ныне живущим в р. п. Майна, краеведом Владимиром Кузьмичом Воробьёвым, посвящённый этой знаменательной дате.

«Богатырёва борозда»

«Откуда есть пошла» Вешкаймская земля? О да лёком прошлом района све дений очень мало. Следы пребывания древнего чело века здесь появились в бронзовом веке, когда на реках Барыш, Карсунка,Вешкайма и других жили племена срубной культуры.Известно, что позднее на реке Туарме находился «крайний на востоке погра ничный отряд (сторожа)», а,согласно росписи мещёрс ким сторожам 1571 года,«первая сторожа на речке Карсанаевой (так называ лась наша Карсунка – В.В.),Карсанаева речка впала в Барыш, а Барыш впал в реку Суру, … а сторожем на ней были из Алатыря (город Алатырь – В.В.) шти (шести– В.В.) человеком, а переез жати им вниз по речке Кар санаевой до речки Барыша, проезду вёрст с пятнадцать,а на другую сторону переез жати вверх речки Карсанае вой до большого до Сурско го лесу, проезду вёрст с пятнадцать».

В своём преданье –сказке «Ведунья» местный поэт Михаил Кошкин рассуж дает о тайне жизни «наших предков». Но есть ещё одно произведение устного на родного творчества, о кото ром мало кто знает. Я имею в виду интереснейшую бы лину «Богатырёва борозда»,записанную известным уль яновским краеведом Н.А. Кузьминским в наших краях в 1950 е годы и опублико ванную в его книге «Для тех,кто ищет. Разговор с про шлым». Приведу её в том виде, в каком её услышал краевед.В древние времена спра ва и слева от Волги были дикие места. Где леса – там звери водились, где степи – орлы да суслики. А народ попадался редко. Русские мужики не решались далеко забираться в дикое поле –на юге кочевали басурмане бессердечные. Бродят они,бывало, по степи, скот пасут,кобыл доят, и всё бы ниче го. Но появится у них какой -нибудь лютый кровожадный хан, соберёт соплеменников и айда на Русь за богатством да за невольниками. Нале тают они, как саранча, на русские земли, сёла сжига ют, мужиков убивают, баб да детишек в полон уводят.Сколько тогда слёз было пролито, сколько крови –словами не расскажешь. Долго так маялся народ,да не вытерпел. Собрались христиане и порешили: надо посылать ходоков к князю чтобы он отправил сюда богатырей на защиту. Ну, и подались ходоки. Долго до бирались, от голода чуть не погибли, не раз были на волос от басурманского пле на. А всё ж пришли куда надо.Послал тогда князь в наши края своего наилучше го богатыря Илью Муромца. Приехал Илья на коне, по клонился народу и спраши вает: «Кто вас обижает?». Тут народ и выложил своему защитнику все напасти: спа си, мол, нас от басурманс кого измывательства, неможем мы никак с ними справиться из за нашей малочисленности. Осердился тут богатырь, услышав такое дело. Однако вместо того, чтобы кинуться на врагов и побить их, он снял со своего коня седло и попону, меч свой положил в горницу одного мужика и вывел коня в степь. Наедай ся вволю зелёной травы, говорит ему, потому как нам предстоит тяжёлая работа. Конь послушно подался в степь, наедается. А Илья потребовал себе самый большой топор, заткнул его за пояс и ушёл в лес, ничегоне сказавши. Срубил он там преогромный дуб, смасте рил из него соху, самолично оковал лемех и призывает коня обратно. Только свист нул – конь тут как тут, ласко во трётся мордой о плечо хозяина. Люди смотрят да понять никто не может, что такое затевает Илья. А спра шивать никто не смеет. Ещё осердится богатырь да уедет обратно. Что тогда делать? Впряг Илья своего коня в новую соху из целого дуба,перекрестился, взялся за ручки, с места сошники вон зил в нетронутую землю и пошёл! Напрямик, через степи,леса, болота и реки, ступает богатырский конь, а за со хою Илья вышагивает, пес ню насвистывает. Пропахал он глубокую борозду меж Сурою и Волгой, глубина её – добрую избу спрячешь,ширина – и того больше! Сам Илья – крестьянского роду, на княжеской службе пахать не разучился. Кончил он тянуть неви данную борозду и призыва ет к себе хана. Гляди, говорит ему. –Вот граница между Русью и твоим поганым царством. Не смей переступать её, потому что она заколдована. Пере ступишь – пеняй на себя. Не посмел перечить хан при богатыре, а сам думает: уезжай поскорее, а там бу дет видно, смогу я перейти границу или нет.

Простился богатырь с народом да и уехал обрат но. А хан только этого и ждал. Тут же собрал он ве ликое войско и пошёл на Русь. Да ещё похваляется,что наплевать ему на бога тырский наказ. И вот подхо дят вороги к борозде, хотят перескочить её, да как тут перескочишь, если даже лошади не могут глядеть на такую глубину! И решили басурмане в некоторых мес тах заровнять борозду зем лёю, и принялись они за дело всем скопом. Да не тут то было! Кида ют лопатами землю, а она  то чёрным дымом обраща ется и поднимается в небо. Получилась от неё огромная туча, загремел гром, засвер кали молнии и давай прон зать басурманскую силу! Страшное дело случилось тогда с басурманами! Поня ли они, что не одолеть им теперь русскую границу, и оставшиеся в живых спешно отступили обратно в степи.С тех пор больше не появля лись они на русской грани це.

Прошло после этого мно го -много лет. Богатырёва борозда понемногу обвали лась. Исчезла её волшебная сила. Так вот и лежит она до наших дней мелким овраж ком.Читателю, конечно, по нятно, что под этой бороз дою народ, слагая легенду,имел в виду Карсунскую оборонительную линию, по строенную в 1647 году по велению царя Алексея Ми хайловича между реками Сура и Барыш, а через год продолженную до Волги Симбирской линией.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

48