Меню
12+

СМИ Сетевое издание "Вешкаймские вести"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сапожных дел мастера

Автор: Михаил ЗИНИН,учитель истории Ховринской школы.

Деревня Ховрино возникла (по историческим данным) не позднее 1678 года. Название своё получила по фамилии помещика Алексея Яковлевича Ховрина. Эти земли он получил за службу.

Ховрины были дворяне состоятельные, имели поме стья в других местах. А.Я. Ховрин служил в городе Симбирске, а людей в но вое поместье он перевёл из  под Нижнего Новгорода. Два веских доказательства под тверждают, что первые ховринцы были нижегородца ми: первое – окающий го вор и второе – хорошее зна ние сапожного дела. Нижний Новгород исстари считался в Русском государстве цен тром кожевенного дела и сапожного ремесла.

В XVIII XIX веках сапож ное ремесло в селе Ховрино было очень развито. Ховринские крестьяне страдали от малоземелья. По данным подворной пере писи Карсунского уезда за 1910 – 1911 годы, население села Ховрино составляло 1133 человека (172 сельских хозяйства), на которые при ходилось 642,2 десятины (в среднем 3,7 десятины). Ко нечно, для неголодного су ществования многодетной, в среднем 6 – 7 человек, се мьи (1133 человека на 172 семьи), это было очень мало. Сапожное ремесло помогало крестьянским се мьям свести концы с конца ми, а некоторым семьям, в которых ремесло достигло высокого уровня мастерства,помогало жить зажиточно.Во все времена умение, хо рошее знание своего ремес ла, своего дела давало шанс на относительное бла гополучие семьи. Подталкивала к занятию промыслом и низкая продук тивность сельхозугодий. Увеличению урожайности зерновых культур мешало применение рутинной техни ки. В крестьянских хозяй ствах использовались соха,деревянная борона, серп коса. Другой важной предпо сылкой, способствовавшей занятиям ремеслами и про мыслами в нашем крае, яв лялось наличие сельскохо зяйственного сырья (кожа, шерсть). В Ховрине, например, по данным на эти годы, было 155 коров (взрослых, не считая телят), 120 лошадей,242 овцы и козы, 56 свиней. Изучение ремесел и промыслов народов Сим бирского края началось еще в XVIII и продолжалось в XIX веке различными науч ными обществами. Даже при обучении детей в школе важное внимание уделялось занятиям жителей села. Так во второй половине XIX века инспектировавшие Ховрин скую школу отмечали, что «особенно хорошо шло пре подавание арифметики, причем задачи согласуются с главным занятием жите лей, именно сапожным ре меслом». Побывавший в селе в начале 1860 ых годов полковник российского ген штаба А.О. Липинский пи сал: «В селе Ховрино сапож ным делом занимаются без исключения все жители. Мальчик лет с восьми начи нает уже возиться около са пог и помогает по силам отцу. Один хозяин с домаш ними рабочими может вы дать за зиму от 100 до 150 пар сапог …., за летнее вре мя от 30 до 50 пар. Таких хозяев в селе Ховрино бо лее 200. Следовательно, всё количество приготовленных сапог в год можно положить от 30 тыс. до 50 тыс. пар. Сапоги стоили в 1862 году от 1 рубля 75 копеек сереб ром до 3 рублей серебром. Сапоги, изготовленные хов ринскими умельцами, как и астрадамовские рукавицы,пользовались повсеместной известностью в губернии и за Волгою, как по своей доброкачественности, так и по дешевизне. Ховринские сапожники покупают кожи не раскроенные и, как объяс няют они, способ раскройки имеет большое значение относительно прочности са пог».Удачно было расположе но Ховрино и для сбыта ко жевенных изделий. Отсюда сравнительно недалеко до одной из крупнейших в крае Карсунской ярмарки. В Кар суне ежегодно проводились две ярмарки: одна – в нача ле лета, другая – 8 июля.Первая из них собирала до 250 купцов из различных уездов страны. В течение 12 дней на ней продавались и покупались различные това ры. На второй – торговали купцы из ближайших горо дов. Важное место в жизни беднейшего крестьянства стал занимать отхожий про мысел. В отход уходили и ховринские сапожники. Они отправляются по окрестным деревням и занимаются са пожным ремеслом, перехо дя из села в село. Иногда же они отправляются и в соседние губернии, но в таком случае всегда значи тельными артелями. 1 июля 1905 года по ини циативе и с помощью инс пектора А.И. Червяковского в Ховрине было построено «теплое, очень светлое, проч ное, отлично вентилируемое каменное здание» стоимос тью 4500 рублей для от крывшейся вскоре сапожно -башмачной школы с целью «возможного усовершен ствования изделий местных кустарей … и вообще для пользы жителей уезда».

Мастером в ней был опре делен А.С. Терликовский,проработавший до этого 9 лет цеховым мастером Вар шавского института глухоне мых и слепых. В школе на чало обучаться «такое число учащихся, какого трудно было ожидать». 23 ноября 1906 года под руководством того же А.И.Червяковского на базе са пожно башмачной школы открылась ремесленно – общеобразовательная школа для слепых детей – первая школа такого типа в сельс кой местности в России.Учителя обучали незрячих учащихся чтению и письму по системе Луи Брайля и сапожному ремеслу. Эта школа существовала с 1906 по 1914 годы. Ныне в ее помещении расположена сельская администрация. В годы 1 ой мировой войны и гражданской войны в селе Ховрино была созда на кустарная трудовая ар тель сапожников из 200 се мей, которая шила для нужд фронта до 50 тысяч офицер ских сапог в год. Во время Великой Оте чественной здесь не только шили сапоги для бойцов Красной Армии, но и в 1944 году был даже открыт кож  завод. Качество продукции которого, как писала район ная газета того времени, «было очень хорошим».По мере развития обув ной промышленности в на шей стране потребность в ховринских сапогах умень шалась. Основным местом работы ховринцев стали колхозы, а затем образовав шийся на их месте совхоз «Восток». По свидетельству старожила села Ванникова Леонида Васильевича, од ним из последних среди уже немногочисленных сапожни ков можно было назвать Бурлакова Виктора Григорь евича. На последней его прижизненной фотографии мы видим его вместе с ве теранами Великой Отече ственной войны у памятника погибшим воинам в селе Ховрино. И всё же сапожное дело ховринцев совсем не умер ло. Недавно бывший ученик нашей школы (теперь инди видуальный предпринима тель) Захаров Алексей от крыл мастерскую по ремон ту и пошиву обуви. Но, ко нечно, больше он занимает ся ремонтом обуви. Дела у него идут неплохо. И жите лям р.п. Вешкайма теперь есть к кому обратиться в случае необходимости ре монта. Ну, а ховринцы рады,что вековое занятие пред ков живо!

ОТ РЕДАКЦИИ: Мало кто знает, что 26 ноября каждый год свой профессиональный праздник отмечают сапожники, или как их называют сегодня - мастера по ремонту обуви. Cапожник – ремесло очень старое, а человек,шьющий и ремонтирующий обувь, в свое время относился к нужнейшим мастерам человечества. Изначально его работа состояла в тяжелом ручном труде, мастер мог изготавливать разнообразные модели с помощью деревянного лекала. Знания и тонкости сапожного дела дока передавал своему подмастерью.

Сейчас, когда обувь изготавливают на промышленных предприятиях, современный человек покупает ботинки и туфли в магазинах, не обращаясь к сапожнику. Казалось бы, данная профессия должна была изжить себя, но мастера до сих пор продолжают свою деятельность. Оказывается, от работы этих людей часто зависит не только наша походка, но и настроение.

Пока День сапожника не выделен красным цветом в календаре, но многие профессии не могут похвастать наличием собственных международных праздников.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28